Если Вы любите море, трудолюбивы и хотите активно участвовать в жизни яхты и любить ее - приходите - мы приглашаем всех желающих в экипаж нашей яхты.


ВНИМАНИЕ!!!

Наш сайт переехал на www.nika-l6.16mb.com

Если не получается зайти - читайте тут

Хождение за два моря

      Вот уже третий год подряд яхтсмены нашего университета принимают участие в парусной регате-круизе, проводимой «Baltic Traditional Organization», возглавляемой гражданином Германии Эрнстом Шлиманном. Сейчас эта организация с центрами в Германии и Швеции имеет представителей в Польше, Литве, Латвии и России. Российских яхтсменов представляют яхт-клубы Санкт-Петербурга и Калининграда. Задачами организации являются: пропаганда мира и добрососедства, развитие экологически чистого парусного туризма, расширение контактов между предпринимателями, посещение интересных и труднодоступных при обычном туризме мест на островах и побережье Балтийского моря.
      Второй год участвует в программе экипаж яхты «Ника» – нашей «шестерки», как часто называют среди яхтсменов крейсерско-гоночные яхты типа «Л-6», построенные в 60–70-х годах в Ленинграде по проекту талантливого яхтенного конструктора А. П. Киселева.
      В отличие от прошлого года, когда яхты посещали только города на побережье Швеции, этим летом маршрут регаты проходил вдоль берегов Швеции, Дании и Германии. «Ника» следует за «Волей»
      «Ника» вышла из Санкт-Петербурга в воскресенье 3 июля, а через пять суток, оставив за кормой 550 морских миль, ошвартовалась в гавани Мербелунга на западном побережье острова Эланд, в Швеции. К 8 июля здесь собрались около 45 яхт-участниц регаты, причем, большинство из них пришло из Санкт-Петербурга. Здесь же состоялось открытие регаты «Baltic Traditional'94», а после этого – показательные выступления морских спасателей, состязания со шведами по волейболу, кросс для взрослых и детей и ярмарка. Вечером был фейерверк. Спортивные состязания, музыкальные вечера и ярмарки были, как правило, в каждом порту, куда заходила эскадра.
      Из Мербелунги яхты перешли в Реннебю, расположенный в глубине шхер южного берега Швеции. Кроме парада яхт, бассейна под открытым небом, поездки на автобусе в Карлсхамн и гонки капитанов на швертботах, здесь запомнились состязания по перетягиванию каната, переброшенного через канал так, что проигравшая команда автоматически охлаждала свой пыл тут же в прохладной воде.
      Со Швецией мы прощались в порту Симрисхамн, вот уже второй год подряд поражающем нас своим гостеприимством и... огромным открытым бассейном с чуть подогретой морской водой.
      После почти двухсотмильного перехода, оставив справа проливы Зунд и Малый Белы, яхты вошли в датский город Зондербург на острове Альс. Сюда на паромах, а также на собственных яхтах и катерах прибывает большое число туристов, чтобы провести уик-энд или отпуск на золотистых пляжах и спокойных водах среди многочисленных датских островов. Невольно поражает здесь чистота воды на пляжах и в черте города. В ней прямо у набережных можно увидеть звезд, крабов и медуз. Забегая вперед, скажу, что такая же чистая вода с указанными выше представителями морской фауны будет и в немецких бухтах, и в расположенных в них городах Экернфьерде, Фленсбурге, и даже в таком крупном порту, как Киль. В Зондербурге яхтсмены посетили замок, построенный еще в XII веке, под прикрытием которого позже возник и город. Сейчас в замке находится большой краеведческий музей.
      Из Зондербурга в немецкий город Экернфьерде, расположенный в сорока милях южнее, яхты шли в гонке. Ее организаторы учредили призы самой быстрой яхте классического типа, к которому относится и наша «Ника», и первой финишировавшей яхте. Первым финишировал цетус «Заря» из яхт-клуба Кировского завода, а самой быстрой классической яхтой был «Арго» – шестерка из яхт-клуба ВМФ. Мы пришли в «золотой середине», проиграв минуту финишировавшей перед нами однотипной шестерке из Санкт-Петербургского речного яхт-клуба – «Сольвейг». Многие из яхт, конечно, не смогли показать в гонке свои лучшие качества, поскольку в таком дальнем плава­нии были перегружены запасами, их днища уже сильно обросли водорослями, а в экипажах было много женщин и детей. Однако и целью этой короткой гонки являлось не достижение спортивных результа­тов, а, скорее, состоявшийся эффектный дружный финиш яхт под разноцветными спинакерами при попутном волнении рядом с городским пляжем, на котором, как говорится, «яблоку негде было упасть».
      Погода на протяжении всего маршрута от Санкт-Петербурга до немецкого курорта Дамп-2000, куда яхты пришли после трехдневной стоянки в Экернфьерде, была, на редкость для Балтики, солнечной и жаркой. Поэтому дни, проведенные на берегах Экернфьерде и Дампа, запомнились нам яркостью красок, многоликой массой отдыхающих, шуршанием воздушных змеев и шелестом прибрежных волн на пляжах, музыкальными вечерами, в которых, кстати, участвовал и наш экипаж, доброжелательностью и гостеприимством местных яхтсменов и еще многим другим, чего не выразишь словами. Например, в га­вани Дампа мы неожиданно для себя увидели яхту своих немецких друзей, с которыми познакомились в 1992 году, участвуя вместе с «Удачей» и «Надеждой» – яхтами нашего яхт-клуба – в совместном плавании из Вентспилса в Санкт-Петербург с эскадрой яхт из «Touren-Yachtclub von Deutschland e. V». Виделись мы с ними и в прошлом году. На яхте никого не было, но когда мы по телефону сообщили, что стоим в Дампе, они, бросив свои дела, приехали на машине из Ганновера только для того, чтобы увидеться с нами и вместе провести день.
      Здесь, в Дампе, 25 июля состоялось закрытие регаты «Baltic Traditional'94». В июле следующего года яхтсмены соберутся снова, и яхты пройдут по очередному маршруту «Baltic Traditional» – ведь это уже стало традицией.
      После закрытия регаты большинство яхт ушли домой, а у нас с «Волей» – яхтой типа «Картер-30» из нашего яхт-клуба, которая незадолго до этого пришла в Дамп из Санкт-Петербурга – впереди было еще одно море – Северное.
      В отличие от Восточного (как часто на Западе называют Балтийское море), просторы Северного моря кили «Ники» и «Воли» еще не бороздили. А побывать здесь хотелось давно, своими глазами увидеть фосфоресцирующий в ночи кильватерный след яхты, приливы и отливы, размах которых в некоторых портах достигает шести метров, обогатить свой опыт плавания при приливо-отливных течениях, посмотреть на незнакомые еще берега Голландии, Норвегии, Франции и Великобритании.
      Для этого плавания прошлой зимой мы приобрели необходимые навигационные карты, атласы и кни­ги, отремонтировали старые и пошили новые штормовые паруса, изготовили новые грота-гик и два спинакер-гика взамен сгоревших на пожаре, взяли в аренду спасательный плот и т. д. и т. п. – всего не перечислишь. А главное – мы получили приглашение от командора одного из старейших яхт-клубов Англии – «Sussex Yacht Club». Он находится в городе Шорехам в проливе Ла-Манш на Южном побережье Великобритании примерно посередине между Дувром и Портсмутом. Идем Кильским каналом
      Пройдя стокилометровый Кильский канал и шлюзы в Брюнсбюттеле, утром 27 июля яхты вошли в Эльбу и с попутным отливом быстро достигли порта Куксхафен на левом берегу Эльбы у самого Северного моря. Здесь мы впервые увидели приливы, отливы и связанные с ними течения. Встретились со знакомым яхтсменом из того же «Touren-Yachtclub von Deutschland е. V», который специально ради нас приехал на автомобиле из Ольденбурга, чтобы поделиться опытом, помочь подготовиться к переходу морем, а также пожелать нам счастливого плавания и семь футов под килем.
      Утром 28 июля мы вышли из Куксхафена, а 1 августа ошвартовались в яхтенной гавани французского порта Кале. Переход оказался спокойным, если не считать кратковременные шквалы и грозы, налетавшие достаточно внезапно, как говорится, «средь ясного неба». На переходе мы видели и фосфоресцирующий ночью кильватерный след и различные предметы, выброшенные с судов и загрязняющие море: пустые канистры, ящики, пластиковые пакеты, просто мусор и т. д. Большое впечатление оставили огромные буровые платформы, как действующие, так и отслужившие свое, но оставленные в море на растерзание волнам и ветру.
      О некоторых событиях на переходе помогают вспомнить строки из дневника:
      «Четверг, 28.07.94... В восемь часов утра при слабом зюйд-осте прошли устье Эльбы и вышли в Северное море. Жара стоит страшная. Сергей поймал на спиннинг две скумбрии граммов по триста, а третья – более крупная – сорвалась. Прошли два шквала с дождем и грозами, так что пришлось брать и отдавать рифы на гроте и менять стакселя. К вечеру задуло от зюйд-веста, и пошла крупная зыбь от норд-веста. Давле­ние падает...
      Пятница, 29.07.94... Ветер зашел к норд-весту и дует с силой 5 баллов. Волна 2–2,5 метра. Давление растет. Похоже, проходим холодный фронт. Часам к трем небо прояснилось, и ветер ослаб. Зыбь осталась, и паруса хлопают, как бешеные. Поймали еще одну скумбрию. Берегов не видно. Постоянно связываемся по рации с «Волей» и держимся вблизи друг друга. Днем связывались с траулером «Анчар», который, как выяснилось, перегоняли на слом в Голландию. Прогноза погоды от него не доби­лись. Барограф пишет «ровно». От Куксхафена пройдено 107 миль... А вот и очередная скумбрия, пойманная на блесну
      Суббота, 30.07.94... Погода часто меняется. Сейчас ветер слабый и попутный. Поставили спинакер. На блесну опять стала попадаться скумбрия по 250–300 граммов. В поджаренном виде она очень вкусная...
      Воскресенье, 31.07.94... Наблюдаем сильные всполохи на небе. Идет гроза. При шквалах рифим грот с помощью патент-рифа. Гроза зацепила только краем. Сегодня поймали одиннадцатую скумбрию. Ловится она только при ходе от трех до четырех узлов, причем блесна просто тянется за яхтой на расстоянии 100–150 метров. При зацепе сопротивление растет, и катушка спиннинга начинает трещать. Однако на крючке часто оказывается не рыба, а всякий мусор или водоросли. Днем ветер «скис», и яхту сильно болтает на зыби. «Воля» держится рядом...
      Понедельник, 01.08.94... К полудню ветер усилился и зашел к зюйд-весту. Идет крутая встречная волна. Поставили стаксель вместо генуи, так как «Воля» быстро отстает. Уже видны высокие берега Франции и Англии. Мы рядом с проливом Па-Де-Кале. Легли в дрейф недалеко от входного буя Кале – ждем «Волю» и едим жареную скумбрию. В 17.00 вошли в порт Кале и около шести ошвартовались в Западном бассейне-доке...»
      Стоянка в Кале запомнилась гостеприимством французов, их интересом к событиям в России, Некоторые яхтсмены интересовались устройством «Ники», возрастом, конструкцией. Многие путали российский флаг с голландским... К сожалению, долго стоять в Кале мы не могли – времени оставалось не так уж много, а яхты не достигли еще цели нашего плавания – Англии.
      Вновь заглянем в дневник.
      «Среда, 03.08.94... Вчера в 22.10 вышли из Кале, и ветер сразу «скис». Чтобы не сносило течением, отдали якорь на глубине 9 метров. В 00.40 слегка задуло, и мы снялись с якоря. Сейчас дует слабо. До маяка Ройял Соврин 27 миль по пеленгу 258°. Течение встречное 0,9 узла. Ход 1,5 узла... Днем задуло от оста, и, поставив спинакер, пошли в бакштаг 8–9-узловым ходом. Справа по курсу возвышается английский берег, круто обрываясь меловыми, почти вертикальными стенами в воды пролива. В 21.30 на северной широте 50°46' пересекли нулевой меридиан и вошли в западное полушарие. Олег составил памятную записку и, закупорив ее в бутылку, торжественно опустил в волны Ла-Манша. В гавани "Lady Bee Marina" В полночь подошли к порту Шорехам и, взяв «Волю» на буксир, под двигателем прошли шлюз Принца Георга и ошвартовались в гавани «Lady Bee Marina»...
      Многое можно рассказать о нашем пребывании в Англии, поскольку все пять суток, которые мы стояли в Шорехаме, были насыщены до предела разными событиями. Перечислю лишь некоторые из них. Огромное впечатление оставило путешествие на поезде в расположенный всего в 80 километрах Лондон, по улицам и мостам которого мы гуляли весь день и осмотрели многие достопримечательности, известные нам лишь по книгам и фильмам. Субботний вечер 6 августа мы провели на свадьбе дочери вице-командора яхт-клуба, где нам пришлось разучить несколько танцев в стиле «кантри» с постоянной сменой партнеров. Интересно, что эти танцы требуют особого внимания и организованности всех участников, а это не совсем обычно для нас, особенно на свадьбах.
      7 августа «Ника» и «Воля» приняли участие в клубной воскресной гонке, которые проводятся здесь традиционно с момента основания яхт-клуба в 1892 году. На наших яхтах в гонку пошли и английские яхт-смены. Однако указанные ранее причины и необычно крутая волна при шквалистом ветре привели к тому, что «Ника» финишировала третьей, «Воля» – шестой, а с учетом гандикапа мы заняли соответственно 14-е и 8-е места среди 24 финишировавших яхт. Наверное, на результат оказало влияние и то обстоятельство, что гонка состоялась на следующее утро после упомянутой выше свадьбы. Однако главным для нас было не место в гонке, а ее результат. Результатом же явились новые знакомства и приглашения, в связи с чем последние два вечера мы провели в семьях англичан, ходивших в гонку на наших яхтах.
      Время в Шорехаме летело быстро, а нам предстояло еще пройти почти 1500 миль на обратном пути. К сожалению, мы не смогли остаться на ежегодную традиционную Объединенную регату яхт-клубов Шорехама, Брайтона, Истборна, Ньюхейвена, Портсмута, Дувра и других городов Южной Англии, проводившуюся в этом году 19–21 августа, на которую мы были официально приглашены. Распрощавшись с новыми знакомыми и получив приглашения на следующий год, утром 9 августа, несмотря на ожидавшийся 7–8-балльный норд-ост, мы прошли шлюз и отправились домой. К полудню ветер действительно достиг семи баллов, соленые брызги разъедали глаза. Ко всему прочему «Воля» пропала из виду...
      Сухие строки дневника освежают в памяти недавние события:
      «Вторник, 09.08.94... За мысом Бичи-Хед волна и ветер усилились. Поставили штормовой стаксель и трисель. Потеряли из виду «Волю». В 21.00 решили увалиться и вернуться для поисков «Воли». Дошли обратно до Шорехама, но входить в порт не стали. Лавируем под одним стакселем...
      Среда, 10.08.94... К утру ветер и волна спали. Идем в Ньюхейвен – единственное место, где могла ночью отстаиваться «Воля». На подходе к мысу Бичи-Хед увидели яхту, похожую на «Волю». Как выяснилось позже, это, действительно, была она и шла из Ньюхейвена. Подошли к ней, взяли на буксир и под мотором отошли подальше от мыса, так как началось встречное отливное течение, а ветер совсем ослаб. Леня перебрался к нам на борт и все рассказал. Оказалось, не выдержали вант-путенс и рукоятка патент-рифа. У нас тоже ночью лопнула вилка талрепа нижнего штага, но все обошлось. Остаток дня прошел спокойно с переменными слабыми ветрами. Все сушим, но после соленой воды сохнет плохо. К вечеру были у мыса Данджнесс...
      Четверг, 11.08.94... Дует слабый вест-норд-вест. «Воля» впереди. Ви­димость плохая. Кругом много судов. Совсем рядом прошел катамаран «Си-Кэт». Поставили спинакер, но вскоре ветер стал крепчать и за­ходить к норд-весту. Пришлось спинакер убрать. К вечеру ветер усилился до 6-ти баллов...»
      Мы все время думали, проявит ли Северное море свой скверный характер, или нам будет везти с пого­дой, как везло до сих пор. Однако надежды оказались тщетными, и пришедший с норд-веста девятибалльный шторм в течение трех суток демонстрировал нам, что в Ла-Манше ночью 9 августа были всего лишь «цветочки».
      Пятница, 12.08.94... Всю ночь и весь день дует от норд-норд-веста от 6-ти до 7-ми баллов. Крупная волна высотой 4–5 метров. Налетают шквалы, и моросит дождь. Почти вся одежда уже мокрая, но вода теплая. Сильно качает, так как пришлось убрать грот и оставить один стаксель, чтобы ослабить удары корпуса о волны. Вечером пропала из видимости «Воля». Связаться с ней по рации не удалось...
      Суббота, 13.08.94... Ветер от норд-норд-веста крепчает и уже достиг 8–9 баллов. Волны имеют обрушивающиеся гребни и высоту до 6-ти метров. Несколько раз такие гребни накрывают кокпит и рулевого, который сидит привязанным к комингсам. Иногда вода попадает в рубку через жалюзи брандерщита. Моя койка на подветренном борту уже вся мокрая, но я все равно почти не сплю. Пришлось укрепить мачту дополнительными оттяжками в районе вертлюга гика... Идем вдоль Западно-Фризских островов, так как от проливов из-за ветра пришлось отказаться. Решили идти в Куксхафен...
      Воскресенье, 14.08.94... Продолжает дуть от норд-норд-веста. Темной ночью прошли маяк Эльба. Зрелище жуткое: красный огонь и мощный белый прожектор освещают огромные водяные валы. Днем вошли в устье Эльбы с приливом. Волны на фарватере стали меньше. С сильными попутными шквалами вошли в Куксхафен. «Воля» уже здесь. У них и у нас все в порядке. Просушить ничего не удалось, так как время от времени идет дождь со шквалами. Решили сегодня же идти в Брюнсбюттель. Под одним штормовым стакселем со шквалами и дождем дошли до шлюзов Кильского канала и отшлюзовались...»
      Таким вот образом Северное море прощалось с нами. Казалось, оно решило наверстать упущенное, но вреда нам, однако, не причинило. Из-за встречного шторма, правда, пришлось отказаться от запланированного возвращения через Балтийские проливы. В Куксхафене мы узнали, что 13 августа, действительно, был девятибалльный шторм, который продлится еще около двух суток. Поэтому решили использовать благоприятный по направлению ветер и пройти Кильский канал под парусами, что и было сделано. Интересно, что, оказавшись в Кильской бухте 16 августа, мы уже здесь почувствовали себя как дома, хотя впереди было еще 800 долгих миль по такой знакомой и родной Балтике.
      Не стану подробно описывать путь от Киля до Санкт-Петербурга, поскольку из-за штилей и слабых встречных ветров он длился долгих 12 суток. Отмечу лишь, что здесь мы дважды надолго теряли «Волю», но вновь находили друг друга; были кратковременные шквалы и дожди, заходы в Гренхеген в Швеции за водой и в Таллинн для того, чтобы сообщить домой о вынужденной задержке из-за безветрия, плотные туманы и ясные холодные звездные ночи, приготовление пиши из остатков продуктов на спиртовке, так как через несколько часов после выхода из Таллинна неожиданно закончился газ в недавно установленном последнем баллоне, и многое другое. Было все, кроме нужного ветра. Казалось, море против нашего возвращения – ведь за два месяца мы привыкли друг к другу. Тем не менее, 28 августа, в воскресенье, мы благополучно вернулись и ошвартовались у заждавшегося нас родного буйка в родном яхт-клубе.
      Итак, позади два моря, 57 суток похода, 2950 морских миль по лагу, 13 портов в шести странах мира, а также еще много всего, что числом не измеришь.
      Несколько строк об экипаже «Ники»: капитан – Вадим Анатольевич Манухин, старший преподаватель кафедры строительной механики корабля; старпом – Алексей Николаевич Калантаев, «вчерашний» студент корфака, ныне инженер; первый помощник – Михаил Олегович Матаруев, студент 165 группы; второй помощник – Михаил Анатольевич Сударев, «позавчерашний» студент корфака, ныне инженер; матросы – Сергей Валентинович Альбов и Олег Маркович Бройдо, студенты 140-а группы, Ольга Владимировна Рогова, инженер-программист.
      Для тех, кто дочитал статью, скажу, что в нашем экипаже могли бы быть и вы. Необходимые условия – готовность отказаться летом от обычных земных, в прямом смысле этого слова, благ, участие в весенней подготовке яхты к навигации и, конечно, коммуникабельность и хорошее здоровье. Если кто-то уже решился – не торопитесь, еще раз подумайте, ведь аренда яхты, подготовка похода и ремонтные работы требуют от экипажа не только затрат времени и труда, но и денежных расходов. Итак, если вы все-таки не передумали, мы ждем вас на борту «Ники».

В. МАНУХИН,
яхтенный капитан,
к. т. н., ст. преподаватель
кафедры СМК
Читать дальше >> следующая статья
Статьи >> 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

По всем вопросам, связанным с содержанием сайта, просьба обращаться к капитану яхты "Ника" - Манухину Вадиму Анатольевичу nikal6@mail.ru, а все вопросы, связанные с сайтом и созданием новых сайтов, присылайте на e-mail web-мастеру: stal-met@mail.ru.
Сайт управляется системой uCoz