>


Если Вы любите море, трудолюбивы и хотите активно участвовать в жизни яхты и любить ее - приходите - мы приглашаем всех желающих в экипаж нашей яхты.


ВНИМАНИЕ!!!

Наш сайт переехал на www.nika-l6.16mb.com

Если не получается зайти - читайте тут

ПАРУСА КОРАБЕЛКИ

      В связи с проводящейся в настоящее время в Санкт-Петербурге подготовкой к приему 11-14 июля 2009 года Международной регаты учебных парусников «The Tall Ships' Races BALTIC-2009» (далее TSR-2009) - наследницы знаменитой парусной регаты для молодежи «Операция Парус»*) - хотелось бы напомнить сегодняшним студентам Корабелки о славных делах их недавних коллег по учебе.

      1. О прошлом.
      В 50-х годах прошлого века был создан яхт-клуб Ленинградского кораблестроительного института (ЛКИ), как учебная база для занятий студентов водными видами спорта. На острове Бычий у северо-западного берега Крестовского острова располагались шлюпочная секция кафедры Военно-морской подготовки, парусная секция шверботов и килевых яхт, секция воднолыжников и судомоделистов.
      Еще учась в школе, мы с другом, Александром Кульцепом, узнали, что в ЛКИ есть свой яхт-клуб, и это в немалой степени определило наш выбор места дальнейшей учебы. Мы пришли в парусную секцию студентами-первокурсниками ЛКИ, как тогда говорили, «козерогами», в сентябре 1976 года. Нас приписали к 12-метровой яхте, которой тогда требовался серьезный ремонт, и на которой мы ходим до сих пор, но уже капитанами.
      Парусная секция тогда включала дивизион гоночных, крейсерско-гоночных и круизных яхт. Яхты в основном приобретались институтом на ленинградской и таллинской верфях спортивного судостроения и в Польской Народной республике. Однако в клубе были яхты, самостоятельно спроектированные и построенные студентами и выпускниками Корабелки. В яхт-клубе ЛКИ были самые крупные в городе и хорошо известные парусные яхты «Хортица» и «Аврора».
      «Хортица» была спроектирована группой студентов и преподавателей ЛКИ. Ее построили на Ждановском судостроительном заводе руками тех же студентов и выпускников Корабелки и спустили на воду в 1959 году. Именно в этом году родился и ее нынешний капитан Михаил Трекало, с которым я тоже учился в одной (но другой) школе и в одном классе. Это стальная двухмачтовая яхта длиной 18 метров и водоизмещением 25 тонн.
      «Аврора» - первая из шести пластмассовых серийных 16-метровых яхт типа «Конрад-54», построенных в 70-80-е годы в ПНР.
      Были в клубе и другие яхты - поменьше. Всего более двадцати вымпелов. Особое место занимали яхты, спроектированные и построенные студентами и выпускниками Корабелки непосредственно в яхт-клубе ЛКИ, а затем ГМТУ. Среди них 13-метровый деревянный кеч «Надежда», восстановленный в 80-х годах из остова старой финской яхты. Деревянные «Орикс» и «Лия» (сейчас «Элизабет»), а также тримаран «Золотая рыбка» спроектированы и построены капитанами этих яхт - выпускниками ЛКИ.
      Восьмиметровым «Эльфом» с пласмассовым корпусом типа «сэндвич», созданным в яхт-клубе за пять лет двумя аспирантами «Корабелки», по сути, была начата серия современных гоночных яхт класса «Open-800».
      Отдельного внимания заслуживает базировавшаяся в клубе пластмассовая подводная лодка, спроектированная и построенная студентом университета Михаилом Пучковым. Об этой лодке и ее авторе-капитане неоднократно писалось в газетах, и показывались фильмы по телевидению.
      Яхты ЛКИ-ГМТУ всегда активно участвовали в городских мероприятиях, дальних эскадренных и одиночных плаваниях, в парусных соревнованиях.
      В мероприятиях на Неве, посвященных Дню Города, активно участвовали «Аврора», «Ника», «Воля», «Укор», «Квартет». В июне 2000 года в городском празднике выпускников школ «Алые паруса» на Неве участвовали «Хортица», «Аврора», «Ника», «Надежда», «Улисс», «Воля» и др. В мае 2003 года в параде парусов, посвященном 300-летию Петербурга, головной яхтой шла наша «Аврора».
      Писать о дальних спортивных плаваниях, совершенных яхтсменами ЛКИ-ГМТУ, можно много. Напомню лишь некоторые из них. В 1984 году в ЛКИ был организован и осуществлен «звездный поход» «Север-84» из Ленинграда в Мурманск через Беломоро-Балтийский канал, посвященный 40-летию победы над фашизмом, в котором участвовали яхты «Улисс» и «Эос». Неоднократно совершались учебно-агитационные эскадренные походы яхт ЛКИ по местам боевой славы на Балтике. Яхты посещали Выборг, Приморск, Таллин, Балтийск, Калининград, Ригу, острова Моонзундского архипелага, острова Гогланд и Мощный.
      В 1988 году яхтсмены ЛКИ приняли самое активное участие в подготовке и проведении первого Международного парусного Круиза мира по Балтике «Sailing for Peace' 88». Среди тридцати яхт-участниц Круиза мира из Финляндии, Швеции, Дании, ФРГ, ГДР, Польши и даже США наши яхты «Аврора», «Шанс», «Улисс» и «Удача» посетили тогда Котку, Хельсинки, Турку и Мариенхамн.
      В 1989 году восемь яхт ЛКИ посетили по приглашению финских яхтсменов города Куопио, Хельсинки и Котку.
      В 1990 году «Аврора», «Хортица», «Улисс» и «Ника» участвовали в Международном парусном круизе «За экологию, культуру и мир», посетив многие города Германии, Польши и Финляндии.
      В 1992 году наши яхты «Удача», «Ника» и «Надежда» в совместном плавании с яхтами из Немецкого круизного яхт-клуба прошли от Вентспилса через Моонзундские острова, Таллин и о.Гогланд в Кронштадт и Ленинград и участвовали в параде яхт на Неве в День Военно-Морского Флота. В 90-е годы яхты ГМТУ активно участвовали в ставших тогда традиционными ежегодными международных парусных фестивалях «Балтик традишн».
      В 1994 году яхты «Ника» и «Воля» в совместном плавании по приглашению старейшего английского Сассекс яхт-клуба по случаю его 100-летия посетили французский порт Кале и английские города Шорехамн и Брайтон в Ла-Манше и участвовали в Юбилейной гонке яхт.
      В 1995 году яхт-клуб ГМТУ принимал у себя десять яхт из Королевского яхт-клуба Швеции в Стокгольме, и наши яхты «Хортица», «Надежда», «Ника», «Воля», «Кречет» совместно со шведскими яхтсменами посетили острова Коневец и Валаам на Ладожском озере.
      В 2001 году «Хортица» и «Ника» совершили совместное учебное плавание по Финским шхерам до Стокгольма и обратно.
      Помимо эскадренных плаваний яхты клуба ЛКИ-ГМТУ совершали дальние одиночные плавания. Так «Улисс» неоднократно посещал Лондон и дважды бывал в Испании, а «Хортица», пожалуй, единственная питерская яхта, совершила плавание в Хаперанту на самом севере Ботнического залива. Дальнее плавание в столицы Дании и Норвегии совершила яхта «Эос».
      В 2003 году 9-метровая яхта «Элизабет» обогнула Скандинавский полуостров, мыс Норд-Кап и посетила Мурманск и базы Северного Флота, а в 2005 году побывала на архипелаге Шпицберген.
      Характерной особенностью этих и других дальних плаваний являлось активное участие в подготовке яхт и в самих плаваниях студентов, сотрудников и выпускников «Корабелки». Для них такие дальние морские походы служили не только доступным средством туризма, но и настоящей школой мужества, взаимовыручки и коллективизма, средством воспитания характера и закалки здоровья. Этому же способствовало и участие наших яхт в многочисленных соревнованиях по парусному спорту.
      Одной из известнейших в мире парусных регат для молодежи являлась «Операция Парус» (сейчас TSR). Наша «Аврора» неоднократно участвовала и занимала призовые места в этих международных соревнованиях, побывав в городах Испании, Великобритании, Франции, Голландии, Дании, Германии, Норвегии, Швеции и Финляндии.
      В 1996 году маршрут этой регаты проходил через Петербург, и «Аврора» достойно представила наш город и ГМТУ, заняв в трудных условиях призовое место.
      Неоднократно участвовали наши яхты в крупнейших Всесоюзных гонках крейсерских яхт «Кубок Балтийского моря» («Аврора», «Ника» и «Эос»), в Открытом Чемпионате Эстонии «Мухувяйнская регата» («Аврора», «Ника», «Эос», «Авось», «Квартет»), в Кильской регате и в регате вокруг острова Зеландия в Дании («Квартет») и других международных и всесоюзных соревнованиях.
      Наиболее активно и результативно выступали на всероссийских и городских соревнованиях яхты «Квартет», «Ника», «Эльф», «Северное сияние». Так «Квартет» и «Северное сияние» неоднократно являлись победителями и призерами всесоюзных, а затем всероссийских соревнований «Кубок Онежского озера», «Петербургской парусной недели» и Чемпионата Санкт-Петербурга.
      В своем втором гоночном сезоне 2004 года «Эльф» стал призером Кубка России в классе «Open 800». «Ника» в 2003, 2004 и 2007 году трижды победила в Чемпионате России в классе яхт «Л-6» и в «Петербургской парусной неделе».
      В 2001 году она выиграла в своем классе Чемпионат Санкт-Петербурга.

      2. О настоящем.
      Сегодня, к сожалению, на острове Бычий уже нет яхт-клуба ЛКИ-ГМТУ. Весной 2006 года по распоряжению Правительства Санкт-Петербурга эта территория была отдана другой организации под благоустройство и строительство своего спортивного центра. Администрации ГМТУ пришлось с этим смириться. Сейчас там насыпаны огромные кучи песка, вывезенного с разобранного стадиона им. С.М.Кирова.
      Яхты «Корабелки», к этому времени переданные экипажам, были вынуждены искать себе другие места базирования самостоятельно. Сейчас они разбросаны по стоянкам и яхт-клубам города. Но большинство из них все равно объединяют общие корни «Корабелки» и созданное в январе 2006 года Некоммерческое партнерство «Яхт-клуб ГМТУ». В 2007 году между администрацией ГМТУ и НП был заключен договор о сотрудничестве, базой которого явилась вся предшествовавшая история парусной секции яхт-клуба ЛКИ-ГМТУ. НП «Яхт-клуб ГМТУ», как и раньше, является коллективным членом Санкт-Петербургского Парусного Союза, представляя интересы яхтсменов «Корабелки» среди парусной общественности города.
      Яхты НП «Яхт-клуб ГМТУ» по-прежнему являются открытыми для всех желающих заниматься парусным спортом. Членами экипажей наших яхт в основном являются студенты, сотрудники и выпускники ЛКИ-ГМТУ, а также других вузов города. Студенты и школьники имеют возможность получить на наших яхтах необходимые в море знания и навыки, увидеть и почувствовать море во всем его многообразии, побывать в разных странах и на островах, стать яхтенными рулевыми и получить соответствующую квалификацию.
      Чувство гордости за свои яхты и за исторические морские традиции «Корабелки» способствовало победе в 2007 году команды ГМТУ из четырех яхт («Ника», «Северное сияние», «Эльф» и «Иероглиф») во Всероссийской парусной регате «XI-я Санкт-Петербургская парусная неделя». Впервые за всю историю «Парусной недели» корабелам был вручен Переходящий командный Кубок этой регаты.
      Летом 2006 года «Ника» участвовала в Юбилейной регате, посвященной 100-летию яхт-клуба эстонского города Пярну, и заняла там второе место.
      Сегодня продолжают активно бороздить озера, моря и океаны «Элизабет», «Шанс», «Воля», «Эос», «Владимир», «Селенга», «Кречет» и другие яхты Партнерства.
      Оставшуюся на балансе ГМТУ яхту «Хортица» взял под свою опеку Факультет Кораблестроения и Океанотехники, а яхту «Аврора» кафедра Физвоспитания и НП «Яхт-клуб ГМТУ». «Хортица» до сих пор в строю и содержится командой в хорошем состоянии, позволяющем совершать на ней интересные ближние и дальние спортивные плавания. В 2007 году она принимала участие в Параде парусов на Неве, посвященном Дню работников морского и речного флота, часто совершает плавания в Швецию. «Аврора» в настоящее время силами НП «Яхт-клуб ГМТУ» ремонтируется после длительной активной эксплуатации и модернизируется с целью участия, как и прежде, в различных молодежных программах ГМТУ и Санкт-Петербурга, в том числе и в Международной регате учебных парусников TSR-2009.

      3. О будущем.
      К сожалению, судьба острова Бычий не обошла стороной и территорию другого студенческого яхт-клуба города - Университета водных коммуникаций, располагавшегося на берегу Средней Невки и Крестовского острова. В 2007 году яхтсмены ГУВК были вынуждены искать другое место базирования.
      Вместе с тем, решение Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга от 20.12.2006 «О создании Межвузовского молодежного парусного центра (яхт-клуба)» при условии его реализации должно способствовать развитию и поддержке молодежного яхтинга в городе. Это решение вместе с постановлением Правительства города о приеме на берегах Невы в будущем году регаты TSR-2009 и об участии в ней молодежных команд яхтсменов Санкт-Петербурга позволяет смотреть в будущее более оптимистично.
      По условиям регаты TSR в экипажах яхт должно быть не менее 50% молодежи в возрасте от 15 до 25 лет. Для них организуется разнообразная береговая спортивная, общеобразовательная и экскурсионная программы. В 2009 году регата пройдет по маршруту Гдыня (Польша, 2-5 июля) – Санкт-Петербург (Россия, 11-14 июля) – Турку (Финляндия, 23-26 июля) – Клайпеда (Литва, 31 июля – 3 августа). Как участник этой регаты 1996 года на яхте «Аврора» могу сказать, что для всего экипажа те дни, как в море, так и на берегу остались незабываемыми. НП «Яхт-клуб ГМТУ», сохраняя славные традиции «Корабелки», готово принять уже сегодня в экипажи своих яхт юношей и девушек для подготовки к участию в TSR-2009 (справки по тел. +7 921 9264626).
      Обращаясь к современному студенчеству, хочется пожелать им быть непосредственными участниками интересных дел и событий в реальном, а не в «виртуальном» мире, использовать для этого свою молодость на 100%, в меру сочетать прагматизм наших дней с романтикой прошлых веков, символом которых остаются паруса. Будущее парусов «Корабелки» во многом зависит и от вас.

Вадим МАНУХИН,
к. т. н., доцент ГМТУ,
мастер спорта России,
яхтенный капитан

*) Шнейдер И.Г. Операция Парус (Наследники «Катти Сарк»). – Л.: Судостроение, 1977, 128 с.

Читать дальше >> следующая статья
Статьи >> 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

По всем вопросам, связанным с содержанием сайта, просьба обращаться к капитану яхты "Ника" - Манухину Вадиму Анатольевичу nikal6@mail.ru, а все вопросы, связанные с сайтом и созданием новых сайтов, присылайте на e-mail web-мастеру: stal-met@mail.ru.
Сайт управляется системой uCoz