Если Вы любите море, трудолюбивы и хотите активно участвовать в жизни яхты и любить ее - приходите - мы приглашаем всех желающих в экипаж нашей яхты.


ВНИМАНИЕ!!!

Наш сайт переехал на www.nika-l6.16mb.com

Если не получается зайти - читайте тут

1000 миль по шхерам Балтики за кормой!

      В газете Морского технического университета "За кадры верфям" №11 (2202) за июнь 2001г. директор яхт-клуба ГМТУ К.Немчинов в статье "Сезон 2001 года начался...", рассказывая об участии яхт нашего университета в соревнованиях и других городских мероприятиях, упомянул о готовящемся походе яхт "Хортица" и "Ника" в Стокгольм. Сейчас, когда сезон уже закончился, и яхты погрузились в зимнюю спячку, у капитанов стало больше времени, чтобы спокойно вспомнить летние дни и о том, что планировалось и что осуществилось.
      Идея пройти под парусами шхерными фарватерами северного берега Финского залива, Або-Аландского архипелага и западного побережья северной и центральной части Балтийского моря родилась у меня еще в 1989г., когда яхты Корабелки впервые побывали в Финляндии. В том году часть яхт, среди которых была "Хортица", посетила внутренние воды Финляндии по Сайменской водной системе до города Куопио. Другая часть яхт, в том числе и "Ника", побывала в Котке и Хельсинки, причем участок пути между этими городами проходил по шхерам. Так получилось, что в последующие годы на "Нике" совершались дальние плавания в основном по открытому морю, что гораздо быстрее, когда нужно за ограниченное время пройти достаточно большое расстояние. Осуществление чисто шхерного плавания приходилось откладывать на потом. Нельзя сказать, что мы совсем не посещали шхеры. Яхта часто бывала под Выборгом и в шхерах северной части Ладожского озера. Однако, несмотря на красоту этих мест, шхеры занимают здесь сравнительно небольшую площадь, а судоходные проходы между островами имеют поперечное направление и ведут к городам на коренном побережье. С 1995г. "Ника" по приглашению Королевского яхт-клуба трижды посещала Стокгольм и стокгольмские шхеры, отличающиеся удивительной красотой. В 1998г., участвуя в парусных фестивалях в Турку, Стокгольме и Мариехамне, мы, кроме шведских шхер, побывали в восточной части Або-Аландского архипелага, пройдя шхерами от Ханко до Турку и от Турку до о. Уте. Однако сжатые временные сроки не позволили тогда совершить чисто шхерное плавание, и большая часть маршрута пролегала в открытом море. Несмотря на такие эпизодические посещения шхерных районов, был накоплен определенный опыт плавания в шхерах под парусами, а желание осуществить в будущем сквозное шхерное плавание только усиливалось.
      Что же представляют собой шхеры? В "Морском словаре" М. и Д. Сулержицких издания 1955г. написано: "Шхеры - прибрежный район с большим количеством мелких скалистых островов, надводных и подводных скал у берегов Скандинавии, Финляндии и др. Плавание в шхерах затруднительно, и поэтому они обставляются большим количеством предостерегательных знаков - вехами, буями, створными знаками и т.д."
      Отличительной чертой финских, Або-Аландских и шведских шхер является наличие большого числа продольных судоходных фарватеров, позволяющих пройти от Хамины в восточной части побережья Финляндии до Кальмара на восточном берегу Швеции. Наличие большого числа хорошо оборудованных в навигационном отношении фарватеров и множество яхтенных стоянок на островах позволяют выбирать разнообразные безопасные маршруты движения в дневное время, а ночью отстаиваться и отдыхать в удобных гаванях.
      Существуют свои особенности при плавании в шхерах под парусами. Во-первых, отсутствие крупной волны даже при свежем ветре. Яхтсмены знают, насколько захватывающее ощущение возникает, когда яхта с креном скользит по ровной поверхности воды без качки с большой скоростью. В открытом море такое случается крайне редко, да и то лишь в течение нескольких десятков минут при появлении нового ветра после продолжительного штиля. Через полчаса волна уже раскачивает яхту, и начинается чисто морское плавание с пляской по волнам в течение нескольких суток. Морское плавание требует от экипажа яхты выносливости и высокой судоводительской квалификации капитана и его помощников. В сегодняшних условиях сформировать такой экипаж для дальних морских плаваний по многим причинам достаточно сложно. Во-вторых, постоянная работа с парусами и навигационными картами. Если в открытом море можно сутками двигаться одним галсом, не меняя курса, то в шхерах на извилистых фарватерах с парусами надо работать постоянно, выполняя повороты и внимательно следя за изменениями направления и силы ветра между многочисленными островами. Если в открытом море можно вести яхту по счислению, по спутниковой навигационной системе GPS, сравнительно редко уточняя место по наземным или небесным ориентирам, то в шхерах следует непрерывно контролировать местоположение судна по навигационным знакам и картам. Иначе можно легко запутаться в многочисленных фарватерах или посадить судно на подводные камни. Приборы спутниковой навигации следует использовать как дополнительное средство контроля, т.к. ширина фарватеров часто оказывается меньше или соизмерима с погрешностью системы GPS. В-третьих, в отличие от открытого моря, в шхерах при усилении ветра или ухудшении видимости можно быстро найти удобную и безопасную стоянку и переждать непогоду. В-четвертых, при плавании в шхерах постоянно меняется окружающий вид. Это может быть гранитный утес с изящным маяком, или заросшие соснами островки с коттеджами и флагштоками, или проходящие навстречу красавицы-яхты и катера и т.п. В открытом море картина куда более однообразная. Редкий остров или маяк, звезды, красивые закаты и зори, которые в наших широтах бывают нечасто, видит, как правило, только рабочая вахта. Подвахта же в это время крепко спит, восстанавливая силы, и на морские красоты не реагирует. В шхерах обычно ходят только днем, поэтому отдохнувший за ночь экипаж днем не спит и желает зрелищ, которые и получает с избытком на всех курсовых углах.
      В апреле 2001г., узнав о том, что "Хортица" летом планирует посетить Стокгольм и Мариехамн, я понял, что мечта о шхерном плавании может осуществиться. Мы совместно с М. Трекало - капитаном "Хортицы" при участии К.Немчинова обсудили идею эскадренного чисто шхерного плавания из С.-Петербурга в Стокгольм и обратно, поскольку совместное плавание более безопасно и проходит гораздо интереснее, чем одиночное. Для "Ники" наличие рядом "Хортицы" обеспечивало возможность буксировки при длительном отсутствии ветра или при встречных ветрах на узких участках фарватеров. В результате обсуждения было принято решение начать подготовку к такому плаванию, которая включала в себя подготовку яхт, формирование экипажей и оформление документов.
      В ходе подготовки плавания, благодаря Мерилин Бардон, которая является международным координатором экологического и молодежного движения и проживает в Швеции, было получено приглашение от Комитета Мира в Стокгольме, что позволило оформить Шенгенские визы и спланировать маршрут через финские, Або-Аландские и шведские шхеры. При формировании экипажа на "Нике" из-за ограниченного числа мест приходилось учитывать много факторов. Среди них такие, как вклад в ремонт яхты и подготовку ее к навигации, участие в тренировочных выходах и гонках, посещение занятий, которые проводятся в зимний период в нашем яхт-клубе силами капитанов яхт, и сдача экзаменов на квалификацию "яхтенный рулевой", работоспособность, совместимость и многое другое. Возможность участия в походе была предоставлена и студентам, пришедшим на яхту осенью 2000г.
      К 18 июля были получены визы, закуплены продукты и топливо, еще раз проверены паруса и такелаж. Яхты вышли в море, взяв курс на фортВид на палубу "Ники" с её же мачты. Фото А.Астафьева Константин для прохождения пограничного и таможенного досмотра при пересечении границы Российской Федерации. Все, казалось, идет хорошо: прекрасная погода, попутный ветерок, пограничники предупреждены о нашем приходе, мы укладываемся в согласованное с ними время прихода, но... При проверке паспортов выясняется, что у пятерых матросов, которым еще не исполнилось 18 лет, отсутствуют доверенности от родителей на выезд за границу, причем доверенности должны быть нотариально заверенными. Вот так. Век живи, век учись, и все равно ничего не поймешь: у достаточно взрослого человека есть полноценный загранпаспорт, но без доверенности от родителей границу ему не пересечь. Между прочим, в самом паспорте на этот счет ничего не сказано. Короче, об этом не знали ни капитаны, ни сами "нарушители", некоторые из которых к тому же были иногородними. Такая задержка в наши планы не входила, тем более что мы и так вышли почти на неделю позже намеченного срока. В экипаже "Ники" был всего один "нарушитель" - Дима Вирцев, которому до 18-летия оставалось всего три месяца. Посовещавшись с Михаилом Трекало, мы решили, что "Хортица" вернется назад со всеми пятью "несовершеннолетними", а "Ника" пойдет дальше без своего "нарушителя", пользуясь попутным ветром и не теряя визовых дней. Назначили рандеву в Котке и разошлись в противоположные стороны.
      Ночью, когда "Хортица" спокойно стояла в родном яхт-клубе в ожидании доверенностей, "Ника" с попутным ветром неслась 6-узловым ходом к финскому о. Сантио для оформления въезда в Шенгенскую зону. Всю ночь над берегом Лужской Губы и Нарвского залива вспыхивали зарницы от далеких грозовых разрядов. В 6 часов утра 19 июля, когда мы находились к западу от о. Большой Березовый, пришел первый шквал. Громыхало прямо над мачтой, дождь лил как из ведра, причем почти горизонтально из-за сильного ветра. Через 30 минут шквал ушел, но по состоянию неба было ясно, что он не последний. До 10 часов утра прошли еще два шквала, причем последний был настолько сильным, что яхта с убранными парусами лежала в дрейфе с креном 10...15 градусов. Кстати, убрать уже зарифленный грот нам "помог" сам шквал, прилично его порвав. Как обычно бывает, после третьего шквала, сделавшего свое черное дело, ветер совсем стих, и мы, заменив грот, медленно и спокойно дошли до границы и ошвартовались около трех часов дня у пограничного пирса о. Сантио. Надо сказать, что финские пограничники добросовестно осмотрели все закутки яхты, что сделать весьма непросто, разрешили нам отдохнуть до вечера, но ночевать у пирса категорически запретили, ссылаясь на действующие правила и инструкции. В то же время, несколько шведских яхт стояли здесь уже более двух суток в ожидании улучшения погоды. Под проливным дождем мы отвалили от пирса и встали на якорь в красивой и хорошо защищенной бухте Марингинлахти.
      Утро 20 июля порадовало нас прекрасной погодой.Финский кот, встретивший "Нику" в Хамине После купания и завтрака мы снялись с якоря и под парусами, пройдя 24 мили, ошвартовались у набережной Тервассари в Хамине. Первым, кто нас встретил на финской земле, не считая пограничников о. Сантио, был большой черный кот, внимательно наблюдавший с набережной за швартовкой яхты. В Хамине мы были впервые. Большое впечатление оставили сохранившиеся бастионы старой крепости, внутри которой расположен концертный комплекс под своеобразным навесом на тросовых растяжках и стадион. В городе много военнослужащих, в том числе и женского пола, основным местом пребывания которых, как нам показалось, были многочисленные кафе и ресторанчики под открытым небом на улицах города. От Хамины до Котки всего 12 миль, и днем 21 июля мы уже стояли в гавани Саупаранта, расположенной в восточной части города. В Котке мы посетили церковь Св. Николая - покровителя мореплавателей и путешественников. Позже состоялась приятная встреча с земляками со стоящих в западной гавани российских шхун "Алевтина Туя" и "Елена Мария Барбара", предложивших нам бесплатное место стоянки у борта шхуны и помощь в ремонте порванного грота. Вечером этого же дня в Котку пришла долгожданная "Хортица" с "недорослями", и наш экипаж опять стал полным. Ремонт паруса в Котке Утром следующего дня мы воспользовались предложением земляков и ошвартовались рядом со шхунами, чтобы подлатать порванный в шквале грот, а ребята с "Хортицы" смогли осмотреть город. Ремонт грота оказался сложным, а время на стоянку исчерпано, т.к. впереди были еще долгие мили пути, поэтому к починке паруса мы возвращались еще неоднократно при каждом удобном случае.
      Из Котки мы вышли в середине дня уже вместе с "Хортицей" и, пройдя по шхерным фарватерам под парусами около 45 миль, уже в темноте ошвартовались у пирса Саннисалми. Хождение ночью по шхерным фарватерам небезопасно, поэтому к ночи мы всегда старались найти по возможности интересную и безопасную стоянку в оборудованной марине у пирса или, в крайнем случае, на якорях в закрытой от ветров бухте. Местечко Саннисалми на половине пути от Котки до Хельсинки очень похоже на окрестности Выборгских шхер. Такой же лес, обилие черники и комаров. Отличием была только прекрасная асфальтовая дорога к паромной переправе и оборудованная стоянка для яхт и катеров. Мы обратили внимание на точность соблюдения графика работы парома независимо от количества ожидающих переправы машин и на профессиональное мастерство финских моряков.
      Утром 23 июля мы вышли в направлении Хельсинки и в 17 часов прошли мимо крепости Свеаборг на входе в город со стороны моря. Здесь мы простояли в гавани Норра Хаммен у южной пристани практически в центре города до вечера 24 июля, т.е. сутки. Интересная деталь: на этой платной стоянке есть все удобства, как впрочем и везде, но душ и туалет открыт только с 7 до 22 часов, а потом как знаешь. В Хельсинки мы бывали и раньше, но и на этот раз долго гуляли по городу и его набережным, слушали орган в Лютеранском соборе на центральной площади города, любовались красивыми старыми шхунами, стоявшими напротив наших яхт. Кстати, эти шхуны содержатся в отличном состоянии и совершают чартерные рейсы по финским, Або-Аландским и шведским шхерам в течение всего лета.
      Простояв ночь с 24 на 25 июля на о. Ернхольмен в 20 милях от Хельсинки, Так выглядит "Хортица" с борта "Ники" утром мы двинулись дальше с хорошей погодой и попутным ветром, соревнуясь с "Хортицей" в скорости и фотографируя друг друга. Хочется отдать должное ходовым качествам "Хортицы" и тем, кто ее проектировал и строил. Мы впервые шли с ней в эскадре бок о бок, и "Хортица" под парусами не только не отставала от "Ники", но довольно часто ее приходилось догонять. При встречном ветре на узких фарватерах лавироваться ей под парусами тяжеловато, да и небезопасно. В этих случаях "Хортица" запускала дизель и любезно предлагала нам свои услуги по буксировке, чем мы и спешили воспользоваться, экономя скудные запасы бензина А76, который за границей не выпускается, для маневров в тесных гаванях при швартовках и отходах. В 22 часа по местному времени мы были в Ханко, находящемся в 70 милях западнее Хельсинки. В это время дня, как обычно, гавани и стоянки уже забиты яхтами до отказа, но после продолжительных поисков место было все-таки найдено. Традиционная вечерняя прогулка по аккуратному небольшому городку на овеянном морской славой полуострове, а на утро старт следующего этапа плавания.
      К западу от полуострова Ханко заканчивается Финский залив и начинается Северная Балтика с Або-Аландскими шхерами. Наш путь проходил по фарватерам архипелага до Мариехамна - главного порта Аландских островов. Первоначально мы планировали заход в Турку (Або) - бывшую столицу Финляндии. Однако, из-за задержки на начальном этапе плавания и, учитывая, что этот город находится в стороне от прямого пути в Мариехамн, было принято решение в Турку не заходить. В прошлые годы "Ника" и "Хортица" бывали в этом городе. В частности, "Ника" посетила Турку в 1998г., участвуя в парусном фестивале "Ганза сейл - 98". В Турку среди прочих достопримечательностей на реке Аура стоит старейший полностью деревянный парусник - барк "Сигун", построенный в 1887г. в Готенбурге. Ныне он превращен в превосходный музей, посещение которого производит большое впечатление и остается в памяти на всю жизнь.
      На переходе из Ханко в Мариехамн нам пришлось останавливаться на ночевку с 26 на 27 июля в гавани о. Юрмо в самой середине Або-Аландских шхер. Ландшафт этого острова производит какое-то внеземное впечатление, особенно при заходе Солнца. Довольно большая его часть полностью покрыта зарослями низкорослого можжевельника, в которых проложены тропинки для пешеходов и дорога для автомобилей.Так выглядит "Ника" с борта "Хортицы" Среди этого вечнозеленого поля возвышается гранитный утес, с высоты которого открывается прекрасный вид на море и на лежащие внизу селение и яхтенную гавань. В день отхода с о. Юрмо при подборе навигационных карт на предстоящий переход обнаружилась досадная неприятность. На "Нике" карты хранятся в сложенном состоянии картинкой внутрь с нанесенными по углам номерами для удобства их поиска. Так вот под двумя разными номерами, оказались две совершенно одинаковые карты, только одна российская, а другая финская. Нужной карты для прохождения довольно сложного участка фарватера на яхте не было. Пришлось срочно изготовить вручную ее частичную копию по оригиналу, взятому на "Хортице". Кроме того, мы договорились, что в этом районе "Хортица" пойдет впереди, а "Ника" за ней. Но как обычно и бывает в таких случаях, человек предполагает, а обстоятельства располагают. На подходе к указанной узкости на широком плесе свежий ветер разогнал крутую беспорядочную волну, и идущая сзади "Хортица" порвала грот. После его замены на трисель скорость яхты заметно упала, а "Ника" даже с зарифленными парусами и потравленными шкотами шла быстрее, и указанную узкость нам пришлось проходить по наспех сделанной копии отсутствовавшей карты. Как назло,Места в шхерах хватает и яхтам, и паромам в самой узкости навстречу нам прошли один за другим шесть громадных пассажирских паромов, так что расходиться с ними приходилось почти вплотную, не вылезая за буи фарватера и прыгая по волнам от проходящих судов. Тем не менее, все закончилось благополучно, и ближайшей ночью с 27 на 28 июля мы уже стояли в восточной гавани Мариехамна.
      В Мариехамне "Ника" также уже была в 1998г., но стояла тогда в западной гавани с другой стороны города, расположенного на длинном полуострове. Мариехамн - город и порт, исторически связанный с Россией, является столицей островного Аландского государства. Город небольшой, очень зеленый и аккуратный. Здесь до сих пор сохранился дом, в котором жил Густав Эрикссон - один из последних судовладельцев 20 века, делавших ставку в морских перевозках на крупные стальные парусные корабли - винджаммеры (выжиматели ветра). Один из этих винджаммеров стоит в западной гавани Мариехамна как когда-то в былые годы. Его имя "Поммерн". Этот барк, построенный в Германии в 1903г., входил в число знаменитых парусников Фердинанда Лаеша, названия которых начинались с буквы "П": "Пассат", "Потози", "Памир", "Падуя" (ныне Крузенштерн") и др. В 1953г. барк был подарен городу сыном и дочерью Г.Эрикссона, которому он принадлежал с 1923г., и сейчас является прекрасным музеем и украшением города.
      28 июля в Мариехамне мы отметили день рождения А.Кутерницкого - питерского писателя и члена экипажа "Ники". В этот же день вечером состоялось закрытие фестиваля рок музыкантов, и праздничный салют над городом пришелся как нельзя кстати. Следующий день начался достаточно сильным юго-западным ветром. По прогнозу погоды он должен был усиливаться до 12-14 м/с, и поскольку нам предстояло пересекать пролив Южный Кваркен как раз в юго-западном направлении, было решено переждать непогоду в Мариехамне, тем более что работы на яхтах хватало. Сначала "Хортица" заканчивала ремонт своего грота, затем мы прошивали свой. Несмотря на ветер, погода была теплой и солнечной, и после работ на яхте мы посетили Птичий остров. На этом острове совсем рядом с центром города гуси, утки, петухи и даже павлины свободно разгуливают по лужайкам и нисколько не боятся пришедших посмотреть на них детей и взрослых. Здесь же расположен прекрасный пляж, где мы искупались и позагорали. Вечером на яхте был устроен праздничный ужин по случаю Дня ВМФ.
      В Мариехамне нам пришлось простоять еще почти два дня, т.к. утром 30 июля было дано штормовое предупреждение на Южный Кваркен. Чистяков Юрий - член экипажа "Ники" - исчерпал свой резерв времени и вместо Стокгольма был вынужден вернуться домой из Мариехамна. Так что мы снова остались вшестером. Вечером 30 июля все же была сделана попытка выйти в море, т.к. нас уже ждали в Стокгольме, а ветер немного ослаб. Но стоило выйти из-под прикрытия островов, как ветер и волнение снова усилились. Было принято решение вернуться в западную гавань Мариехамна и переждать встречный ветер. Весь следующий день сильный ветер дул с юго-запада, а к вечеру ослаб и повернул через запад к северо-западу, что позволило нам спокойно пересечь Кваркен и утром 1 августа войти в шхеры на шведском побережье Северной Балтики.
      При входе в шведские шхеры "Хортица", как и требовалось по лоции, ошвартовалась к пограничному пирсу на о. Форесунд, а мы дрейфовали рядом в ожидании пограничного контроля. Но на КПП не оказалось ни пограничников, ни представителей таможни, и яхты двинулись дальше, считая, что информация о нас уже и так имеется, поскольку мы уже давно находились в Шенгенской зоне и из нее не выходили. Во второй половине этого же дня, пройдя с хорошим ветром около 50 миль по шхерам, мы ошвартовались в бухте у селения Фрувик неподалеку от Стокгольма. Здесь мы провели прекрасный вечер в гостях у Мерилин Бардон, дом которой находился в получасе ходьбы от бухты, а сама Мерилин уже несколько дней волновалась из-за нашей задержки, не имея информации о ее причинах.
      На следующий день утром яхты вышли в Стокгольм, поскольку местом нашей стоянки была Морская школа на о. Скипсхольмен в самом центре города. На подходе к Стокгольму яхты были задержаны полицейским катером для выяснения обстоятельств нашего здесь появления и проверки документов. Оказывается, информации о наших яхтах у шведов не было видимо потому, что на КПП Форесунда никого не оказалось, когда мы проходили мимо. Так или иначе, нашей вины в этом не было, и, разобравшись с документами, строгие шведские девушки-полицейские отпустили нас с миром. Единственная неприятность заключалась в том, что до стоянки оставалось совсем недалеко и разобраться можно было там, но полиция захотела заставить идущую впереди "Нику" ошвартоваться к борту катера прямо около фарватера с достаточно интенсивным движением судов и волнением от них. Мы настояли, чтобы катер отошел подальше от фарватера, но и там сравнительно легкую яхту пришлось на болтанке одерживать от крупного катера руками матросов, несмотря на солидные кранцы, вывешенные на его борту. Учтя это, к "Хортице" девушки-полицейские отправились уже на надувнушке. Могли бы додуматься до этого сразу.
      В Стокгольме мы ошвартовались около семи часов вечера 2 августа. Стоянка была для нас бесплатной со всеми удобствами и располагалась напротив огромного музея корабля "Васа", затонувшего в Стокгольме 10 августа 1628г. и поднятого из пучины в апреле 1961г. В Стокгольме у пирса морской школы На следующий день мы вновь встретились с Мерилин, начальником морской школы и ее преподавателями, осмотрели главное учебное судно школы и саму школу. Мы просмотрели очень интересный и романтичный видеофильм о морских походах на яхтах, о работе с молодежью, о проекте "Солнце над Балтикой". Здорово все-таки, что еще находятся люди, желающие работать с молодежью, а у государства находятся средства для поддержки этой работы. Затем мы показали наши яхты, рассказали об Университете и яхт-клубе, наметили пути дальнейшего сотрудничества. Вечером тут же на острове был дан салют по случаю закрытия очередного фестиваля, которые здесь, кажется, не прекращаются никогда. Вот и на следующий день 4 августа через весь город по центральным улицам и мостам, мимо Королевского дворца состоялось грандиозное карнавальное шествие представителей сексуальных меньшинств, собравшихся на свой форум со всей Скандинавии. Впечатление было такое, что это вовсе не "меньшинства", а, наоборот, "большинства". Кстати, очередной их форум должен был состояться, судя по транспарантам на разрисованных грузовиках, совсем недавно - 10-13 января 2002г., т.е. всего через полгода. Интересно, как это мероприятие проходит зимой? В этот же день, благодаря Мерилин, мы получили в дополнение к нашему рациону свежий хлеб, овощи, сыр и даже арбуз, а несколько позже угостили ее настоящим дымящимся русским борщем.
      Несмотря на то, что мы бывали в Стокгольме не один раз, уходить из этого прекрасного города не хотелось. Но время нас подгоняло, и вечером 5 августа мы вышли в обратный путь. Напоследок решили зайти в Сольтшебаден, где размещается Королевский яхт-клуб Швеции - KSSS, с некоторыми яхтсменами которого у нас продолжается знакомство с 1995г. Тогда они на своих яхтах приходили в Санкт-Петербург, стояли в нашем яхт-клубе, а затем вместе с нашими яхтами ходили эскадрой по Неве на острова Коневец и Валаам на Ладожском озере, где когда-то обитали их далекие предки. Кроме того, Сольтшебаден - это очень красивое место в шхерах с холмистыми берегами, красивейшими яхтами и дворцом-отелем, над которыми возвышаются купола астрономической обсерватории. Это место производит неизгладимое впечатление и днем и ночью, благодаря великолепному освещению дворца и множеству фонарей в коттеджах, разбросанных по всему побережью.
      На пути из Стокгольма в Сольтшебаден есть настолько узкий искусственный проход Багген, что яхты и катера должны дожидаться, пока пройдут встречные суда, и порой, кажется, что деревья своими кронами цепляются за мачты. Вообще шхеры вблизи Стокгольма отличаются необыкновенной красотой. В городке Ваксхольм на острове с таким же названием расположен старинный замок-крепость, пройти беспрепятственно мимо которого раньше не смог бы ни один неприятельский корабль.
      Побывав в Сольтшебадене и Ваксхольме, мы двинулись к выходу из шведских шхер. Погода все время была прекрасная, но в этот день 6 августаГуськом за "Хортицей" вместе с москвичами пошел затяжной мелкий дождь, который не прекращался до самого вечера. По пути мы догнали российский надувной катамаран, на котором находилась московская семья из 4-х человек и собака. Так как ветра почти не было, мы взяли их на буксир и цепочкой из трех российских яхт двигались на буксире "Хортицы" под дождем до самого выхода из шхер. Мы поделились с москвичами запасами лука, которого после шведских подарков у нас оказалось в избытке, а они рассказали нам о своем путешествии сначала на автомобиле до Финляндии, а затем на катамаране до Мариехамна и Стокгольма. Интересно, что для путешествия за границу взрослым людям требуется только паспорт с визой, а собаке необходима справка о прививках от бешенства и справка о том, что она не представляет для страны никакой ценности.
      Перед выходом из шхер, попрощавшись с москвичами, мы решили посетить шведский городок с французским названием Норртелье, находящийся в самом конце узкого фиорда длиной в 20 миль. Несмотря на ясную звездную ночь и обильную вечернюю росу, с утра 7 августа опять шел мелкий дождь при безветрии. В Норртелье и обратно мы шли на буксире "Хортицы", а по городу гуляли прямо в яхтенных ярко рыжих непромоканцах, чем немало удивляли местных жителей.
      Днем 7 августа уже с хорошим северным ветром и без дождя яхты пересекли пролив Кваркен. На переходе была сильная и достаточно редкая на парусных яхтах бортовая качка из-за идущей против ветра крупной зыби из Балтики. Вечером этого же дня мы ошвартовались в западной гавани Мариехамна на том же месте, где стояли несколько дней назад недалеко от барка "Поммерн". Здесь мы опять были вынуждены простоять двое суток, т.к. ветер задул с юга и усилился настолько, что в сравнительно закрытой бухте разогнал волну с барашками. Дни пролетели незаметно. Во время этого "дутья" мы помогли 70-летнему шведскому яхтсмену, ходящему на яхте в одиночку, перешвартоваться, после чего он показал нам свою яхту, а мы пригласили его к себе на борт "Ники". В гавани стояла очень красивая низкобортная яхта "Испания" под французским флагом с классическим деревянным корпусом и огромной мачтой. Я решил познакомиться с французами. Оказалось, что яхта построена в 1927г. для короля Испании, неоднократно участвовавшего на ней в парусных регатах. Яхта прошла уже во Франции капитальный ремонт и была в превосходном состоянии. Кстати, из восьми человек экипажа на "Испании" четверо оказались детьми в возрасте до 14 лет. Они направлялись в Хельсинки, но в будущем собирались посетить Санкт-Петербург, поэтому знакомство оказалось обоюдоинтересным: я осмотрел яхту, а французы получили необходимую информацию для будущего плавания. Рядом с гаванью на склоне холма было множество малины и черники, а студенты с "Хортицы" обнаружили еще и вишневые деревья, полные спелых ягод. Так что перед предстоящим переходом все хорошо зарядились витаминами и отдохнули. Кроме того, за эти дни мы закончили ремонт грота.
      Рано утром 10 августа при еще достаточно свежем ветре мы двинулись дальше на восток и к вечеру, пройдя за день 98 миль, т. е. практически все Або-Аландские шхеры, ошвартовались в гавани на о. Хегсора, немного не дойдя до Ханко. Свежий попутный ветер помог нам и на следующий день - 11 августа, за который яхты прошли еще 86 миль. Вечером "Хортица" подошла к уже знакомому о. Ернхольмен, но стоявшие там финны не разрешили нам ошвартоваться, несмотря на свободные места и надвигающуюся ночь. Не указав причины отказа, они поступили явно вопреки хорошей морской практике и гостеприимству. Нам ничего не оставалось, как найти уже в темноте хорошую якорную стоянку и встать на якоря, что и было сделано неподалеку за полуостровом Кунухольм. Ночь прошла спокойно.
      Утром 12 августа опять же с попутным ветром в 3-5 баллов мы быстро преодолели остававшиеся до Хельсинки 20 миль и в 13 часов ошвартовались в знакомой гавани Норра Хаммен. Замечу, что на обратном пути от Мариехамна до Хельсинки мы старались двигаться по другим подходящим для наших яхт шхерным фарватерам, чтобы разнообразить плавание и получить дополнительный опыт. При подходе к столице Финляндии мы прошли в непосредственной близости от района проведения парусных гонок, в котором в эти дни проводились международные соревнования в классе "470". Было множество швертботов из разных стран, среди которых промелькнул и наш российский под номером 21. В Хельсинки мы простояли только одну ночь, а утром опять же со свежим попутным ветром двинулись дальше. К вечеру яхты уже были в Котке. Опять встреча с ребятами с русских шхун, визиты в гости, вопросы о плавании, звонки домой. За весь поход мы только один раз встретили питерскую яхту "Горн" в шхерах на встречных курсах, и вот сейчас в Котке встретили яхту "Браво" из Санкт-Петербургского речного яхт-клуба, идущую в Хельсинки. В эту ночь мы долго гуляли по городу, как бы прощаясь с финскими шхерами, а днем 14 августа уже ошвартовались в Хамине. Поскольку "Никовцы", кроме Димы Вирцева, с городом уже были знакомы, мы посвятили день купанию, игре в футбол и волейбол, а ночью на 15 августа отметили 15-летие юнги - Андрея Манухина, т. к. днем это сделать было бы затруднительно в связи с запланированным заходом на о. Сантио, оформлением границы и выходом из шхер в море.
      15 августа все произошло без задержек, как и планировалось, и в 19.00 мы пересекли государственную границу Финляндии с Россией. Всю ночь мы шли вместе с "Хортицей" с хорошим попутным юго-западным ветром и утром 16 августа в 7 часов утра ошвартовались на форте Константин для прохождения контроля нашими пограничниками и таможенниками, которых пришлось дожидаться до 13 часов дня. За это время, правда, все успели хорошо выспаться. Контроль прошли без замечаний и в 13.30 отошли от форта к дому. На полпути в Маркизовой луже ветер, который гнал нас на восток от самого Мариехамна, совсем скис, и "Нике" уже привычным отработанным маневром пришлось встать на буксир "Хортицы". На подходе к яхт-клубу ветер как будто специально ожил, и мы, отдав буксир, вошли в родной клуб под парусами. Было 16 августа, шесть часов вечера, четверг.
      Итак, запланированное плавание состоялось. За 30 суток похода пройдено 1100 морских миль по шхерным фарватерам Финляндии, Аландов и Швеции, яхты и их экипажи посетили много красивых городов и местечек, молодые студенты превратились из "салаг" в матросов с цензом, а капитаны и помощники приобрели дополнительный судоводительский опыт для плавания в шхерных районах. Думается, что это плавание явилось хорошим вознаграждением для тех, кто активно участвовал в его осуществлении, и надолго запомнится его участникам, а эта статья поможет им вспомнить то, что со временем может забыться.
      Для "Ники" это плавание было своего рода перерывом в череде спортивных соревнований 2001г., в которых смогли участвовать все желающие члены экипажа, по тем или иным причинам не имевшие возможности пойти в дальний поход. Так, уже 18 августа яхта стартовала в "Петербургской парусной неделе", состоявшей из пяти гонок общей протяженностью свыше 250 миль, а в сентябре участвовала в шести гонках Чемпионата Санкт-Петербурга и ряде других соревнований.

В. Манухин,
капитан яхты «Ника», к. т. н.,
доцент кафедры строительной
механики корабля
Читать дальше >> следующая статья
Статьи >> 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

По всем вопросам, связанным с содержанием сайта, просьба обращаться к капитану яхты "Ника" - Манухину Вадиму Анатольевичу nikal6@mail.ru, а все вопросы, связанные с сайтом и созданием новых сайтов, присылайте на e-mail web-мастеру: stal-met@mail.ru.
Сайт управляется системой uCoz