Если Вы любите море, трудолюбивы и хотите активно участвовать в жизни яхты и любить ее - приходите - мы приглашаем всех желающих в экипаж нашей яхты.


ВНИМАНИЕ!!!

Наш сайт переехал на www.nika-l6.16mb.com

Если не получается зайти - читайте тут

Спроектировать, построить и выйти в море (часть 2)

      Летом этого года состоялась международная регата «The Tall Ships’ Races Baltic - 2009». В ней приняли участие и студенты Корабелки. О подготовке и участии в ней рассказывает студент нашего вуза Дмитрий ВИРЦЕВ

      (Окончание. Начало в номере 24-25).

      Первый раз Петербург принимал тогда ещё регату «The Cutty Sark Tall Ships` Races» в 1996 году. По воспоминаниям участников, прием был ужасным. Петербург 11 лет добивался права вновь принять суда и провести у себя фестиваль. По моим впечатлениям, все было на уровне других городов. Туалеты были, конечно, далеко, но с этим можно мириться. Удивила закрытость. Если в Гдыне, Турку, Клайпеде туристы ходили прямо по бонам, у которых были ошвартованы яхты, то в Санкт-Петербурге их дальше набережной не пускали.
      В Петербурге мы - дома. Поэтому многие мероприятия отошли на второй план. Вместо спортивных соревнований мы сходили в баню, отогреться. Вместо экскурсии я поехал домой. Состав экипажа существенно изменился. Ушли Алексанлр Астафьев, Илья Кузьмин, Денис Хрущев, вместо них пошли Павел Бренс, Степан Конаков и Алексей Игнатьев, с легкой руки которого я пишу этот опус.
      Какие здесь могут быть впечатления? Огорчил и удивил парад. В других городах экипажи шли между людьми, приехавшими посмотреть на парусники, которые выстроились по обе стороны дороги. В Петербурге нас вначале задержала автомобильная пробка возле Академии Художеств, потом шли между «омоновцами» - ни горожан, ни туристов. Все зрители были на противоположном берегу Невы. Было ощущение, что мы - колонна обезумевших военнопленных.
Илья Кузьмин учится измерять угловые расстояния с помощью секстанта. Фото Александра Астафьева       Уходили из родного города 14 июля. Полноценный Парад парусов в Петербурге устроить невозможно - мало места: река и залив вблизи города мелководны. Уходили под двигателем.
      Следующим «портом регаты» был Турку. Однако гонку между Петербургом и Турку не устраивали, слишком сложная задача для крупных парусников выйти против ветра и протиснуться узкими шхерами к финишу. Этот этап отвели под Cruise in Company, когда можно обменяться на время экипажами и, не торопясь, под двигателем, дойти до следующего порта. За время этого этапа несколько городов Финляндии принимали суда «TSR», предоставляли им бесплатные места для стоянки и даже устраивали береговую программу.
      Первый наш переход был в финский порт Котка, что примерно в ста морских милях от Кронштадта. Этот путь мы преодолели приблизительно за сутки, перед Коткой попали в штиль. В Котке была большая программа, на которую мы не успели, так как шли под парусами против ветра. Хотя в рамках фестиваля мы простояли со всеми удобствами два дня. Бесплатно сходили в местный музей моря, зашли на музей-ледокол.
      Из Котки пошли в Хельсинки на буксире у яхты «Adventure», подаренной англичанами Санкт-Петербургу на 300-летие. Предполагали, что будет слабый ветер. Ветер был свежий. Против волны и ветра на буксире шли больше 10 часов. Стоянка для нас была организована не в самом городе, а на острове-крепости Суоменлинна (Свеаборг), откуда можно было добраться в город на пароме. Хельсинки я видел ещё в 2001 году во время первого моего дальнего похода. Решил не ехать, а отдохнуть на лодке и заодно посмотреть крепость, которую до этого не видел. Зрелище впечатляющее. Тяжелые стены, глухие казематы, по стенам которых струится вода. Финны оставили в качестве экспонатов даже орудия, которые были в крепости во времена, когда Финляндия была княжеством в составе Российской империи. Рассказывать долго, лучше посмотреть.
Капитан яхты «Ника» Вадим Манухин и старпом Сергей Альбов. Фото Александра Астафьева       До Турку было ещё довольно далеко, и надо было пройти узкими шхерами. Двигатель у нас бензиновый с довольно большим расходом топлива, поэтому идти предполагалось в основном под парусами. Из Суоменлинны пошли мимо полуострова Ханко сразу в шхеры в порт Казнас. Переход оказался довольно быстрым. Хотя в шхеры в районе Ханко заходили с довольно сильным попутным ветром и волной. Пришлось понервничать. Навигация в шхерах отличается от морской: расстояние между многочисленными островами небольшое, фарватеры узкие, много подводных камней. Ориентироваться приходится быстро, придерживаясь основных направлений. Хорошо, что у финнов в шхерах множество навигационных знаков. Днем удобно, а ночью можно встать на якорь у острова. Ветер в шхерах может сильно менять направление за островами, хотя практически нет волны. Специфические условия плавания!
      Пришли в Казнас. Маленькая яхтенная стоянка в шхерах и причал для парома. Несколько деревень на острове. И полноценный аквапарк.. Нам предложили там отдохнуть бесплатно. Мы, естественно, воспользовались возможностью и два часа плавали в различных бассейнах. Был там бассейн с температурой воды 9 градусов по Цельсию, в котором никто не купался. Только дети иногда окунали ноги по щиколотку и тут же выпрыгивали. Надо же было проверить себя! Окунулись в него и в сауну, которая тоже была. Резвились, как дети, от души.
      Из Казнаса зашли в Науво. О нем у меня никаких впечатлений не осталось, только несколько фотографий. Хотя. Капитан так устал от беспорядка на яхте, что написал «Приказ №1 по судну», в котором расписал, кто за чем должен следить и за что отвечать на стоянке. Приказ висел до конца похода. Потом пошли уже в Турку.
      Финляндия - спокойная страна, она оставляет впечатления неторопливости и спокойствия. Воспоминания о ней - такие же.
      В Турку нас поставили в реке Ауре, протекающей через город, возле паромной переправы. Офицером на этот раз оказался студент (!) университета Турку Сампо.
      Когда мы узнали, какие соревнования предложили организаторы, я стал агитировать своих ребят поучаствовать в гребле. Надо было набрать минимум восемь человек. Пришлось опять объединятся с экипажами других яхт, что, впрочем, было нетрудно. Гребля была утром. Гребли на традиционных финских гребных лодках, удлиненных для 14 гребцов. «Отгребли» неплохо, хотя, конечно, не выиграли, куда нам восьмерым тягаться с командой из 14 человек! Когда заканчивались соревнования, начал накрапывать дождь.
      Сыграли и в мини-футбол, но уже под дождем. Потренироваться и сыграться не успели, поэтому из трех игр две проиграли, одну выиграли. Вымокли до нитки! Нам дали медали за участие. Мокрые и довольные, мы вернулись на лодку сохнуть и переодеваться.
Парад экипажей. 24.07.2009 года. Фото Алексея Игнатьева       Парад тоже проходил под моросящим дождем. Кстати, на параде можно, даже нужно быть активным, придумать какой-нибудь необычный костюм, шуметь, барабанить, всячески веселить себя и окружающих. Если на паруснике были не курсанты, а волонтеры, то творили они невообразимые вещи. В этот раз многие надели непромокаемые костюмы, а команда одного из судов (не помню, какого именно) наоборот, разделась. Так и бегали в плавках и купальниках под дождем.
      Первая экскурсия, вопреки традиции, была до открытия фестиваля. Посмотрели город. Вторая - после. Поехали на верфь, которая строит пассажирские суда и паромы. Перед нами традиционно хвастались размерами и качеством судов, которые строят для круизов по Карибскому морю. Экскурсия была на английском языке, и я мало что понял. На верфи не давали фотографировать и далеко отходить от автобуса. Непонятно, почему запрещали фотографировать, а ходить не позволяли по соображениям безопасности. Суда на этой верфи строят не на стапеле или в эллинге, а прямо в сухом доке. Никакого спуска: заполнили док, открыли ворота и - вперед в достройку. Достроили - открыли ворота, и в море. Оригинально решили проблему спуска, хотя говорят, что у средневековых китайцев было то же самое. Суда действительно огромные. Поразило то, что середина надстройки пустая, для удобства освещения внутренних кают. Получается такая лагуна, а в центральной нише располагаются «бассейны» и «площади», даже пальму хотят посадить. Интересное зрелище!
      На третий день была экскурсия на остров Руйсало, я ее пропустил. Пошел с другом и его девушкой погулять по городу. Оказалось, друг со своей девушкой пошел на один этап на голландском бриге в качестве волонтера. Он позвал меня посмотреть парусник. С яхтой это не сравнить. Плавучая гостиница, даже раковина в каюте есть. Места хватает.
      В Турку к нам приехал Александр Ган - на смену Степану Конакову. Капитан договорился, чтобы Степан пошел в Клайпеду на яхте «Арго».
Просушка белья экипажа, вымокшего под дождем на Параде в Турку. 26.07.2009 года. Фото Алексея Игнатьева       Полноценного парада парусов в Турку тоже быть не могло - шхеры, тесно. Вышли под двигателем. На плесе поставили паруса. Старт был назначен на следующие сутки у острова Утё, на границе Або-Аландских шхер. Ночью встали на якорь у острова Кальвхольм. В бухте плавал лебедь, держался в стороне. На следующее утро пошли дальше. Из-за встречного ветра немного опоздали к открытию старта и оказались в конце группы.
      Дистанция гонки проходила вокруг острова Готланд, финиш - в Клайпеде. Дул юго-западный ветер, предстояла лавировка. Через день, в начале второго дня гонки уже вблизи Готланда ветер неожиданно поменял направление, как раз во время смены вахт. Александр Ган, только что севший за руль, запутался в отсутствии ориентиров, начал крутиться. Минут пять мы не понимали, откуда дует, куда надо идти. Разобрались. Начали спорить. Капитан говорил, что изменения направления ветра не было. Вечером того же дня, правда, в видимости Готланда, ситуация повторилась, только я уже был не на вахте, и ориентиров было много. Обогнули Готланд, увалились, поставили спинакер. День несли спинакер при слабом ветре, волны не было. Зато было море и яхты, было красиво. К вечеру ветер начал заходить к юго-востоку, убрали спинакер. Ветер еще зашел, опять началась лавировка. Еще к северу от Готланда заметили, что шов на гроте протерся и парус начал расползаться, но пока держался. Перед финишем, ветер как будто выключили. Финишировали со скоростью пол-узла. Парусники с прямым вооружением на финиш просто не успели, их время считали по средней скорости на пройденной за отведенное время дистанции, а в Клайпеду они пришли под двигателями.
      В Клайпеде нас поставили в такое место, в которое без особого умения было просто не протиснуться. Клуб находился в обводном рве вокруг Клайпедского замка. Вход в него был чрезвычайно узким. Без лоцмана мы бы не догадались, что туда вообще можно пройти. Встали. Литва, почти Россия. Да и бывших советских моряков в Клайпеде живет много. С общением проблем не было.
Тянуть шкот для Лёхи Игнатьева - в удовольствие. Фото Александра Винокурова       Пришли перед самым началом фестиваля. В день прихода зашили грот. Офицером связи опять оказалась девушка, Людмила. На следующий день поехали через узкий залив на пляж, на Куршскую косу, где должны были проходить береговые спортивные соревнования. Правда была особенность: поучаствовать можно было только в одном виде соревнований. Павел опять уговорил всех играть в футбол. Я снова согласился быть вратарем. Играли «на вылет». Две первые игры мы выиграли: в первой - у финнов в основное время, во второй - у поляков по пенальти (они два раза ударили мимо ворот). Третью игру играли с командой парусника «Мир». Было ощущение, что ребята - настоящие профи: в подкате играли довольно жестко, много двигались. Ко второму тайму счет был равный, какой уже не помню. Во втором тайме я поймал мяч на песке, игрок с «Мира» выбивал мяч у меня из рук в подкате, но промахнулся и сломал мне руку. Дальше - «скорая», больница, гипс. Но в Параде экипажей вечером я участвовал, не мог себе в этом отказать. Но на вечеринку не пошел, начала проходить «блокада» обезболивающего.
      Людмила, которая работает в национальном парке «Куршская коса», предложила нам, вместо экскурсии по Клайпеде, показать Морской музей Куршской косы. Мы пошли в Морской музей, расположенный еще в одном укреплении, предназначенном для защиты входа в порт Клайпеда с моря. Было любопытно посмотреть на обитателей морей: рыб, тюленей, пингвинов.
      Потом Людмила ушла провожать капитана на паром, он должен был успеть на брифинг, посвященный предстоящему морскому параду. Мы еще побродили по музею и тоже пошли. Оказалось, что мама Людмилы тоже работает в парке. Мы проходили мимо старинной купеческой дачи, в которой располагался музей, она (мама) позвала нас посмотреть чучела животных Куршской косы.
      Вечером начались сборы в обратный путь. Со сломанной рукой на яхте я не пошел. В море могло заштормить, и с одной рукой там ничего не сделаешь, а идти пассажиром было неудобно. Вместо меня пошел опять Степан, который должен был уезжать из Клайпеды. Мы поменялись.
      Еще день я провел у Алексея Верещако, который живет в Клайпеде. Он шел с нами на яхте только до дома. Билеты были только на следующий день.
      Я уехал со сломанной рукой и полтора месяца проходил в гипсе. А «TSR» стал сбывшейся мечтой, чему бесконечно рад.
      Даже куцее описание разрозненных фактов, напоминающие сводку боевых действий, занимает столько слов. Впечатлений намного больше. Я не рассказал и половины того, о чем думалось, что чувствовалось. Были ведь сомнения, разочарования, радость, усталость. Каждый участник сделал очень много и для собственного участия и для участия лодки. Подводя итоги, можно сказать, что все удалось. Новички, которые участвовали с нами в этой регате, скорее всего, останутся на яхте, в парусном спорте - уж точно. Алексей Верящако, как и я, хочет ещё раз поучаствовать - понравилось. Думаю, понравилось всем. Мне - точно.

      P.S.:
      Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический Университет на «TSR» официально представлять было некому. Несмотря на то, что я участник, могу с уверенностью сказать, что университет не приложил ни малейших усилий к участию своих представителей в этом фестивале. «Хортица» должна была пойти, но не пошла. Когда-то на эту гонку активно ходила яхта «Аврора».
      Жаль, что студенты не имеют возможности посмотреть на море и яхты. Это очень хорошая школа не только для судоводителей, но и для конструкторов. Эта школа была бы ещё лучше, если бы студенты вышли в море на том, что сами спроектировали и построили. Это, наверное, единственная возможность «пощупать» свои идеи. Но и Студенческое конструкторского бюро уже давно не существует.
      Давайте соберемся вместе. Все кто хочет. Сейчас проще, чем раньше собрать желающих, например, через «ВКонтакте» найти меня. Да как угодно, телефоны у всех есть. Один в поле не воин, значит пора «собирать камни». Что бы хотя бы продумать проект, это возможно.
      Могу сказать, что ректору и преподавателям это не интересно. А, значит, заинтересовать их могут только студенты. Легендарную «Хортицу» спроектировали и построили в 1959 году студенты. Давайте собираться!

Дмитрий ВИРЦЕВ

Читать дальше >> следующая статья
Статьи >> 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

По всем вопросам, связанным с содержанием сайта, просьба обращаться к капитану яхты "Ника" - Манухину Вадиму Анатольевичу nikal6@mail.ru, а все вопросы, связанные с сайтом и созданием новых сайтов, присылайте на e-mail web-мастеру: stal-met@mail.ru.
Сайт управляется системой uCoz