Если Вы любите море, трудолюбивы и хотите активно участвовать в жизни яхты и любить ее - приходите - мы приглашаем всех желающих в экипаж нашей яхты.


ВНИМАНИЕ!!!

Наш сайт переехал на www.nika-l6.16mb.com

Если не получается зайти - читайте тут

В «TSR Baltic-2009» на яхтах «Л-6»

      Со 2 июля по 3 августа 2009 г. на Балтийском море прошла Международная регата учебных парусников «The Tall Ships` Races Baltic-2009» по маршруту Гдыня - Санкт-Петербург - Турку - Клайпеда. Из ста с лишним судов и яхт, заявленных на нее, 22 были российскими; а 20 из них - представляли Санкт-Петербург. Своими впечатлениями об участии в «TSR-2009» поделился Вадим Манухин - президент Ассоциации яхт класса «Л-6».
      О регате «The Tall Ships` Races» («TSR»), которая раньше называлась «OpSail» и «Cutty Sark Tall Ships` Races», многим известно, как и то, что ее основная цель - привлечь молодежь к морю и морским профессиям, к здоровому образу жизни (по условиям «TSR» не менее 50% экипажа каждого судна на момент старта гонок должна быть в возрасте от 15 до 25 лет). По сложившейся традиции, береговые этапы регат «TSR» проводятся под патронажем первых лиц государств, порты которых принимают флот парусников и яхт-участников регаты. В 1996 г. санкт-петербургский этап регаты «TSR» был проведен под патронажем президента РФ Б.Н.Ельцина, а в 2009 г. - председателя Правительства РФ В.В.Путина. Регата регулярно, с 1956 г., проводится Международной учебной парусной ассоциацией (ранее - STA, сейчас - STI). На Балтийском море она проходила уже 12 раз, но лишь дважды в 1996 и 2009 гг. участники «TSR» посещали Петербург. В регате обычно участвуют 100-150 больших парусников с прямым вооружением из разных стран, разбитых на четыре класса: A, B, C и D. Численность участников с учетом частичной смены экипажа достигает 4-5 тыс. чел.
      Российские, а ранее советские, парусники принимают участие в регате с 1974 г. Тогда в Гдыне впервые в числе участников были наши уебные барки «Крузенштерн» и «Товарищ», причем последний победил в первой гонке на Балтике, а «Крузенштерн» по общим итогам регаты выиграл главный приз - серебряную модель клипера «Катти Сарк». Позже участниками регаты становились барк «Седов», корабли «Мир» и «Штандарт», шхуна «Балтиец». В 1978 г. в регате впервые стартовала яхта «Рица» из Ленинграда, построенная на Ленинградской экспериментальной судоверфи («ЛЭС») по проекту «Алькор», которая заняла призовые места в двух гонках среди малых яхт. К сожалению, основной флот был представлен судами и яхтами, построенными в Германии и Польше. Из яхт, построенных в Ленинграде на «ЛЭС», кроме «Рицы», были лишь «Былина» («Алькор»), «Форвард» («СТ 36»), «Гренада» («Л-6»), «София» (тип «ЛЭС-35»). Одним из условий участия в «TSR» небольших яхт и ранее, и сейчас является ограничение длины корпуса по ватерлинии, которая не должна быть меньше 9.14 м (30 футов). В 1960-1970 гг., когда в Ленинграде строились «Л-6» и «Алькоры», журнал «КиЯ» часто публиковал статьи об этих проектах и конкретных яхтах, по ним построенных. Из этих статей было известно, что у «Алькоров» при водоизмещении 6.9 т длина по КВЛ равна 9 м, а у «Л-6» при 6.55 т - только 8.6 м. «Алькоры» считались более мореходными яхтами, кроме того они (как показал опыт «Рицы») удовлетворяли и требованию оргкомитета регаты по длине КВЛ.
      В начале 90-х, когда я стал капитаном яхты «Ника» (тип «Л-6», проект 1971 г.) мне уже было известно немало про регату «Cutty Sark Tall Ships` Races». От участия в ней в те годы нас удерживали возможности почти бесплатно совершать интересные групповые яхтенные круизы по Балтике в Германию, Польшу, Данию, Швецию и Финляндию в рамках международных программ «За экологию, культуру и мир», «Зеленый парус», «Baltic Tradition» и др. Кроме того, проблемой была недостаточная длина «шестерки» по КВЛ, да и опыта командования яхтой было маловато. Как-то раз после очередного участия в регате «Катти Сарк» яхты «Аврора» («Конрад-54») ее капитан Асаф Александрович Оскольский рассказал мне о том, что среди участников гонки была таллинская «шестерка» «Гренада». Благодаря малой длине по ватерлинии, она получила сравнительно небольшой TCF (Time correction factor) и при хороших ходовых качествах выступила весьма успешно. Асаф Александрович настаивал тогда на том, чтобы «Ника» и «Эос» («Алькор»), принадлежавшие, как и «Аврора», Корабелке, участвовали в регате 1996 г. Гонки в тот год должны были проходить на Балтике, а молодежи в экипажах было с избытком. Я обратил внимание Оскольского на то, что «Гренада» - несерийная гладкопалубная «шестерка» проекта 1969 г. с увеличенной на 300 мм высотой надводного борта на миделе (мы с ней неоднократно встречались на Муху-Вяйнской регате), поэтому и ватерлиния у нее, скорее всего, длинее нашей за счет большего водоизвещения. Асаф Александрович, имея за плечами солидный опыт конструкторской работы в судостроении, мерителя крейсерских яхт, а также хождения на «Л-6», в том числе и на «Нике», парировал это тем, что и «Ника» и некоторые другие серийные «шестерки» имеют водоизмещение и осадку больше проектных, а за счет длинного кормового и носового свесов и большую длину по КВЛ. Также выяснилось, что в правилах «TSR» не указано, какая ватерлиния ограничивается - конструктивная или фактическая, которая у нас по замерам была больше минимально допустимой.
      В 1996 г. регата «Катти Сарк» заходила в Петербург, и мне очень хотелось стать ее участником. К тому времени у меня прибавилось опыта: в 1994 г. «Ника» посетила «Sussex Yacht Club» в Южной Англии по случаю его 100-летия, мы много ходили и по Балтийскому морю. Но дооборудовать яхту спасательными средствами по требованиям регаты тогда не удалось.
      Когда стало известно, что наш город будет принимать «TSR-2009» в качестве второго порта на Балтике, желание стать ее участником разгорелось снова. Справедливости ради надо сказать, что масло в этот огонь подливали с разных сторон Асаф Александрович и Андрей Березкин, капитан яхты «Былина», многократный участник «TSR» и вице-президент Ассоциации яхт класса «Л-6». Вместе с Андреем мы стали писать письма в различные комитеты, искали спонсоров, привлекали на яхты молодежь. Опять всплыл вопрос о длине ватерлинии яхт «Л-6». Мною был сделан расчет зависимости длины ватерлинии от водоизмещения и осадки, который был проверен и одобрен В.В.Чайкиным, конструировавшим «шестерки» после А.П.Киселева. Еще в начале 2000-х гг. некоторые яхты «Л-6», активно участвовавшие в гонках, в том числе и «Ника», взвешивались на кране для получения мерительных свидетельств по Правилам RS-2000. Оказалось, что все они весят от 7.2 т («Л-6» проекта 1971 г. и «Л-6м»), иными словами, Асаф Александрович был прав. По диаграмме расчетная длина ватерлинии загруженной яхты получалась даже несколько больше минимально допустимой по правилам «TSR». В Петербурге в это время правительством города был создан Портовый комитет по приему регаты, который при участии и поддержке общественного фонда «Морской Петербург» взял на себя заботу по привлечению, обучению и распределению на яхты молодежи, о также по приобретению основной части спасательного имущества на них. Отмечу сразу, что свои обязательства перед капитанами яхт - потенциальных участниц «TSR-2009» комитет в целом выполнил, что позволило многим довести снабжение яхт до требуемого для гонок 2-й категории сложности (EPIRB, плоты и жилеты по SOLAS и др.). В итоге на участие в «TSR-2009» среди 20 судов и яхт из Петербурга были поданы и приняты заявки от пяти яхт Ассоциации класса «Л-6»: «Арго», «Былина», «Варяг», «Диана» и «Ника». Все они были заявлены в классе D, в котором разрешалось использовать (в отличие от класса C) спинакер, 25-26 июля яхты вышли из Санкт-Петербурга в Гдыню, где начиналась регата.

      Теперь несколько слов о самой «TSR-2009» и об участии в ней яхт «Л-6». Контрольный осмотр яхт все «шестерки» прошли в Гдыне и были допущены к гонкам. Осмотр проходит по всем позициям контрольной карты. Если имеются замечания, то они записываются в нее, и дается время ни их устранение. Замечания к нашим яхтам были, но их удалось устранить. После допуска яхтам были выданы вымпела участниц «TSR» и сертификаты, в которых указываются характеристики яхты и поправочный коэффициент времени TCF. На удивление, у всех «шестерок» TCF оказался довольно большим.
      Затем на мачтах были подняты вымпелы, показывающие, сколько раз и когда яхта участвовала в «TSR».
      Береговая программа была очень насыщенной. В каждом из четырех портов регаты она включает спортивные состязания, парад экипажей по центральным улицам города, церемонию награждения победителей и призеров гонок, в которой участвуют первые лица города и страны и которая проходит на одной из центральных площадей города при большом скоплении зрителей; обед для капитанов; вечеринку с дискотекой для молодежи; прием для помощников капитанов; культурно-экскурсионную программу, посещение судов-участников регаты, фейерверк, брифинг капитанов. За спортивные соревнования и парад экипажей победители получают отдельные призы. И все это за три дня. Мне запомнился парад участников «TSR-2009» в Турку под проливным дождем. Одни экипажи надели непромоканцы, а другие разделись до купальников и плавок. В Петербурге же, к досаде зрителей, их не допустили к участникам ни во время парада на Университетской набережной, ни во время награждения на Стрелке Васильевского острова, за церемониями они смогли наблюдать с противоположного берега Невы. В других городах зрители находились в непосредственной близости от экипажей и шли вместе с ними. Большинство иностранных участников регаты выразили большое недовольство этим*.
      Несмотря на это, санкт-петербургский этап регаты был одним из самых ярких событий Года молодежи в РФ. В нашем городе еще запомнилась замечательная экскурсия в музей Горного института, а в Турку - в музей ремесел и на о. Руйссало. В Клайпеде мне довелось выйти в море на шведском бриге «Tre Cronor af Stockholm», построенном в 2005 г., и даже некоторое время управлять им во время прогулки под парусами вдоль Куршской косы при свежем ветре. В 2001 г. в Стокгольме на о. Скипхольмен я видел остов строящегося корабля, но тогда и думать не мог, что когда-то доведется им управлять. Впечатления незабываемые!
      Парад парусов проводится в каждом из четырех принимающих регату портов после завершения береговой программы. Это очень красочное зрелище и для зрителей, и для участников. Такое большое количество самых разнообразных парусников можно увидеть только здесь. Особо запомнился парад парусов из Гдыни к Гданьску при солнечной погоде и хорошем попутном ветре, когда суда и яхты шли под всеми парусами и, проходя мимо польского корабля-ветерана «Дар Поможе» («Дар Поморья»), которому в 2009 г. исполнилось 100 лет, салютовали ему, приспуская государственные флаги. При этом все свободные участки берега от Гдыни до Гданьска были заполнены зрителями.
      Гонки проводятся из первого во второй порт и из третьего в четвертый, каждая по одной из двух возможных дисстанций, о которой сообщается непосредственно перед стартом, который дается на полном курсе. Особенностью гонок является наличие рядом с наветренным стартовым судном запретной зоны для стартующих судов (No go zone), отсутствие судейского судна на финише и обязательное сообщение каждым участником дважды в сутки своих координат судьям, а после финиша - и времени финиша. Если суда не укладываются в контрольное время, то финиш у них принимается в море по координатам в назначенный момент, а далее по программе рассчитывается время виртуального финиша. Это делается для того, чтобы погодные условия не позволили сорвать береговую программу, и суда смогли вовремя прийти в порт. Во время гонки, когда суда передают координаты, соперники могут узнать позицию друг друга, а затем услышать свое вычисленное программой ориентировочное место на финише в своем классе и в общем зачете. Вся информация помещается на сайте регаты и доступна для всех желающих.
      Это способствует повышению азарта соревнований и их безопасности. Если по каким-либо причинам координаты не были получены судейским судном, то за каждый «No report» яхта получает штрафное время. В 1-й гонке такие штрафы получили 15 яхт, в том числе «Арго», «Диана» и «Ника» (на брифинге капитанов заметили, что такого еще не бывало). Мне, однако, с трудом к концу соревнований удалось доказать, что штраф на «Нику» был наложен необоснованно. Во второй гонке подобный штраф не получила ни одна яхта, хотя большая часть флота заштилела (только в классе D - 12 яхт), и финиш у этих судов принимался по координатам в море. Среди них оказались и российские «Сибирь», «Петр I» и «Юнга», ставшие по расчету времени финиша призерами этой гонки в классе D. Результаты «шестерок» в целом выглядели неплохо. Как оказалось, основной трудностью было успеть к старту после Парада парусов. Оба раза ветер был встречный, расстояние до стартовой зоны приличное, а двигатели на «Л-6» малосильные (на «Нике» до сих пор стоит печально известный «СМ557л», главные достоинства которого - малый вес и габариты). Тем не менее наши яхты успевали к старту «в обрез».
      Примечательно, что во 2-й гонке «Варяг» и «Ника» стартовали и финишировали одновременно, подтверждив тем самым правильность принятия Ассоциацией решения об отмене гандикапа в гонках яхт класса «Л-6», «Былине» же, финишировавшей на 37 минут раньше, совсем немного не хватило, чтобы войти в призеры класса D, но зато Андрей Березкин был награжден специальным призом STI за наибольший личный вклад в дело привлечения и обучения молодежи Санкт-Петербурга на «TSR-2009».
      Круизное плавание проходит из второго в третий порт регаты, причем до участия в нем допускаются суда и яхты, заявленные, по крайней мере, на одну гонку. Во время этого этапа участники сами выбирают маршрут и пункты заходов. В финских городах Котка, Ловиса, Хельсинки, Порво, Ханко, Мариехамн, Казнас, Науво и др. специально подготовились к встрече судов и организовали ярмарки и программы для экипажей.
      В круизе практикуется частичный обмен экипажами между судами. Все пять яхт «Л-6» участвовали в этом этапе по индивидуальным маршрутам. Для привлечения регаты в отдельные города Учебная парусная Ассоциация Финляндии устроила покер-лотерею, розыгрыш которой проводился в Турку. До этого надо было получить три запечатанных конверта с написанным на них названием своего судна и игральными картами внутри в трех городах: Котке, Казнасе и Науво. Экипаж-победитель награждался круизом по островам Карибского моря. «Ника» участвовала в этой лотерее, но выигрышная комбинация карт сложилась у финской яхты «TMX».
      Экипаж на «шестерках» в морском плавании по условиям обитаемости обычно составляет 5-7 человек. В «TSR-2009» все яхты были оборудованы для гонок спасательными плотами на 8 человек, некоторые большие яхты имели по два плота. На наших «Л-6» было тесновато, так как с целью максимального привлечения молодежи на них было порой по 8-9 человек.
      Как видно из таблицы, несмотря на малые размеры, на яхтах «Л-6» в «TSR-2009» смог пойти 91 человек, 54 из которых были моложе 26 лет. Большинство из них впервые участвовало в таком масштабном морском событии. Вот немного статистики: «Ника», например, прошла за все пять этапов плавания 2725 миль по лагу и 2341 милю по генеральному курсу, посетив 8 городов и затратив на все 45.5 сут., из которых в море была 21.5 сут. Примерно такие же показатели и у других «шестерок».

Места российских яхт класса «Л-6» в гонках

Яхта «Л-6»
TCF
Гонка №1 - 413 миль
Гонка №2 - 317 миль
Класс D
Общий
зачет
«Л-6»
Класс D
Общий
зачет
«Л-6»
«Арго»
«Былина»
«Варяг»
«Диана»
«Ника»
0.8483
0.8016
0.8370
0.8264
0.8285
21
12
14
24
11(8)
70
45
56
74
44(38)
4
2
3
5
1
28
4
10
DNS
9
87
21
31
DNS
29
4
1
3
DNS
2
Всего заявлено
29
106
5
33
111
5
Всего стартовало
28
98
5
28
99
4
Сошло с гонки - DNF
3
23
0
0
12
0
Не стартовало - DNS
1
8
0
5
12
1
Всего оштрафовано
6(5)
22(21)
3(2)
2
3
0

В скобках указаны цифры без штрафа на «Нику»


Численность российских экипажей «Л-6»

Этап
«Арго»
«Былина»
«Варяг»
«Диана»
«Ника»
Всего
М
В
Σ
М
В
Σ
М
В
Σ
М
В
Σ
М
В
Σ
М
В
Σ
Санкт-Петербург – Гдыня
4
3
7
4
3
7
4
3
7
4
3
7
4
4
8
20
16
36
Гдыня – Санкт-Петербург
5
2
7
4
4
8
4
3
7
4
3
7
5
3
8
22
15
37
Санкт-Петербург – Турку
6
3
9
4
4
8
5
4
9
4
5
9
6
2
8
25
18
43
Турку – Клайпеда
5
3
8
4
4
8
4
3
7
-
-
-
5
3
8
18
13
31
Клайпеда (Турку) – Санкт-Петербург
3
4
7
3
4
7
1
3
4
1
5
6
5
3
8
13
19
32
Всего
11
6
17
13
14
27
13
7
20
8
5
13
9
5
14
54
37
91

М - до 25 лет включительно; В - 26 лет и более; Σ - всего

      Участие в этой регате позволило Ассоциации яхт класса «Л-6» еще больше популяризировать свой национальный класс на российском и международном уровне, а экипажам яхт получить незабываемые впечатления. От имени капитанов яхт «Л-6» - участниц «TSR-2009» хочу поблагодарить всех членов Портового комитета санкт-петербургского этапа регаты и общественный фонд «Морской Петербург» за организацию Санкт-Петербургского этапа, за ту работу и поддержку, без которой участие «шестерок» в регате было бы маловероятным.

      P.S. Кстати, главный приз «TSR Baltic-2009» за наиболее выдающийся вклад в развитие дружбы и взаимопонимания между молодежью разных стран в результате по решению капитанов и команд всех судов получила совсем небольшая 15-метровая польская яхта «Sharki» класса C, которой командовала молодая симпатичная и веселая девушка.
      __________________
      * На осенней сессии STI в Стамбуле подобные действия служб безопасности были охарактеризованы как «экстремально негативные». - Прим ред.

Вадим Манухин, президент Ассоциации яхт класса Л-6
Читать дальше >> следующая статья
Статьи >> 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

По всем вопросам, связанным с содержанием сайта, просьба обращаться к капитану яхты "Ника" - Манухину Вадиму Анатольевичу nikal6@mail.ru, а все вопросы, связанные с сайтом и созданием новых сайтов, присылайте на e-mail web-мастеру: stal-met@mail.ru.
Сайт управляется системой uCoz